"В настоящее время огромное количество разрозненных обучающих курсов от хорошего к великому для предпринимателей, начиная с того "как стать богатым", до программ в вузах и дорогостоящих МВА, которые лет 20 назад в какой-то момент стали очень модными", - объяснил депутат.
Разнообразие - это, конечно, хорошо, но с другой стороны, как отметил Говырин, чаще всего это никакое не обучение, а "просто тусовка за большие деньги".
"То есть по сути люди приходят на дорогую учебу, им там рассказывают кейсы а-ля "байки за жизнь", и они просто друг с другом знакомятся между собой, и делятся впечатлениями об очередных прочитанных книгах о том, как стать миллионером", - объяснил суть многих таких курсов парламентарий.
Он констатировал, что прослушивание историй успеха, а также советы из этих книг не дают людям реальных знаний. Это могут быть рекомендации из разряда "копируйте привычки миллионеров", "общайтесь с успешными людьми", "думайте, как миллионер".
"В таких выступлениях, как правило, нет глубокой аналитики, - продолжил Говырин, - отсутствует детальное рассмотрения бизнес-конструкций, не приводится реальных расчетов, методов оценки рисков, никто не разбирает юридические тонкости осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности". Он напомнил, что и экономика, и та же юриспруденция - это очень точные науки. "Говоря простым языком, если ты не умеешь считать и не в курсе основ предпринимательского права, любая бизнес-модель при неверном построении и реализации просто останется хорошей идеей, которую в конечном итоге при благоприятном стечении обстоятельств заберет какой-нибудь грамотный образованный инвестор", - добавил парламентарий.
В связи с этим он считает нужным разработать единые государственные образовательные стандарты обучения именно предпринимателей. "Это позволит, в-первых, в корне изменить само отношение к предпринимателям в нашей стране, а во-вторых, повысить их правовую грамотность", - заявил Говырин.
Это, по его словам, актуально в связи с планами властей увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 50 процентов.
"Базовые принципы запуска бизнеса, развития и масштабирования, а также умения менять бизнес-модель, основываясь на расчетах и правовом регулировании, - это то, что должен знать каждый предприниматель", - резюмировал депутат.
Почему бизнесменов надо готовить к предпринимательской стезе, Говырин объяснил на примере. Банки, по его словам, "не заморачиваются" персональным консультированием ИП по применяемой системе налогообложения и налоговой стратегии, а также не делают персональный подбор по видам деятельности. Как правило, сотрудники банка, которые чаще всего не юристы, оформляют документы по единому шаблону. "Если при регистрации ИП в банке будет допущена ошибка, то риски ее последствий полностью лягут на предпринимателей и придется ее потом исправлять", - отметил собеседник "РГ".
Инициативу депутата поддержали эксперты. В частности, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета им. Г.В.Плеханова, кандидат юридических наук Наталья Свечникова отметила, что без нового подхода к подготовке предпринимателей не решить задачу расширения сектора малого и среднего бизнеса в России. По ее словам, необходимо и уже действующим предпринимателям дать возможность получить полноценное высшее образование для того, чтобы грамотно вести бизнес и снять значительное количество предпринимательских рисков.
Доцент кафедры финансово-экономического и бизнес-образования экономического факультета Государственного университета просвещения, кандидат экономических наук Михаил Лавров тоже поддержал идею, отметив, что подготовка предпринимателя должна значительно отличаться от подготовки менеджера или экономиста. "Понимание того, какие знания должно давать бизнес-образование, поможет людям в конце концов более осознанно подходить к выбору услуг "консультантов" и "бизнес-тренеров", и с рынка будет вынуждена уйти наиболее одиозная часть так называемых "менторов", - добавил эксперт.