В каких поездах метро, МЦД и электробусах поедут москвичи к 2030 году

Одна из наиболее амбициозных задач, над которой работает правительство Москвы, это модернизация и развитие транспортной системы столицы. Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, она должна стать одной из лучших в мире. Для этого за предстоящие шесть лет планируется не только построить три новые радиальных линии метро и сотни километров дорог, но и полностью обновить подвижной состав городского общественного транспорта.
За предстоящие шесть лет планируется построить три новые радиальные линии метро.
За предстоящие шесть лет планируется построить три новые радиальные линии метро. / Аркадий Колыбалов

Напомню, для этого в столице сделано уже многое. В частности, для подземки с 2010 года закуплено более 4 тысяч новых современных вагонов, что позволило заменить 74 процента существующего подвижного состава. Продолжая эту работу, Московский метрополитен и "Трансмашхолдинг" подписали дополнительное соглашение к действующему трехлетнему контракту на поставку вагонов поездов серии "Москва-2020" еще на два года. В соответствии с ним за 2024 и 2025 годы столичная подземка получит более 500 таких комфортабельных вагонов. Но одновременно, по словам Сергея Собянина, уже в текущем году на линии столичного метро выйдет и следующая модификация этих вагонов - "Москва-2024".

Первыми их увидят пассажиры Замоскворецкой и Троицкой линии, первый участок которой с 11 станциями планируется ввести в строй в текущем году. Внешне "Москва-2024" по форме, окраске и дверям ничем не отличается от предшественницы, но маска у нее стала более квадратная, объемная. Внутри салона - более темные сиденья с коричневыми вставками по краям - производители учли замечания, что прежние слишком быстро пачкаются. USB-зарядки перенесены с сидений на поручни, что более удобно не только для сидящих пассажиров, но и для тех, кто едет стоя. Увеличилась и ширина прохода между сиденьями с 1030 мм до 1160 мм. Поручни изменили не только форму, но и цвет - стали золотистыми, изменился также дизайн стекол, элементов потолка, световых линий. С 2026 года начнется выпуск совершенно новой модификации подземных поездов, о которой, по словам мэра, пока известно только то, что она будет с элементами беспилотного управления.

Неузнаваемо изменились в регионе и пригородные электрички. С 2010 года доля новых современных составов выросла с 5 до 71 процента. К 2030 году будут обновлены все 100 процентов составов, которые ходят по четырем Московским центральным диаметрам. Именно для этого наземного метро, как еще называют МЦД, был создан электропоезд "Иволга", который с 2019 года постоянно совершенствуется. У каждой версии этих составов - плавный ход, удобные кресла, зарядные устройства для смартфонов и другие полезные сервисы.

С 2026 года начнется выпуск новой модификации подземных поездов с элементами беспилотного управления

Сейчас на выходе, как сообщил мэр, "Иволга"-4 - первый электропоезд с тремя дверями в промежуточных вагонах, что для пассажиров сократит время посадки и высадки. Более просторными стали и накопительные площадки перед дверями, где к тому же можно стоять, оперевшись на мягкие подлокотники. Как и предшественница, новая "Иволга" сможет развивать скорость до 160 километров в час. В салоне вместо желтой отделки, как у "Иволги"-3, в "Иволге"-4 подголовники и поручни ежевичного цвета, а обивка кресел серая. Порадуют пассажиров и электронные табло - на крупных, цветных экранах из любой точки видно, где в данный момент проходит поезд. Более ярко выглядит новая модель и снаружи - белый кузов, черно-голубая юбка, двери вместо синих - черные, оранжевая окантовка кабины.

Городской парк автобусов в Москве уже обновлен на 100 процентов. Но на смену им все больше приходят электробусы, они курсируют сейчас почти по 120 маршрутам. Парк электробусов достиг уже 1470 единиц, к 2030 году он увеличится до 5300. Последние поставки электробусов отличает то, что в них есть электроотопитель и адаптивное освещение, кроме того, они могут ходить без подзарядки почти вдвое большее расстояние - вместо 40-50 80 километров. К тому же для расширения парка этого нового вида общественного транспорта город строит полноценные дома для электробусов, такие как уже введенные в строй "Красная Пахра" и "Митино", что позволяет запускать их по новым маршрутам практически во всех районах города.