Основной плюс, который принесла удаленка во время ковида - отсутствие контактов, сегодня превратился в главный минус. Команду на расстоянии все сложнее контролировать, а взаимопонимание стремится к нулю. Работодатели стремятся частично выводить сотрудников в офис для улучшения продуктивности и коммуникации внутри команды, констатирует Дмитрий Пучков, директор по развитию "Авито Работы". Переход компаний к более точным графикам посещения офиса подтверждает и директор Северо-Центрального филиала hh.ru Ирина Кортусенко.
Чаще других с требованием бывать в офисе сталкиваются руководители, уточнили в компании UTEAM. Большинство из них должны трудиться в офисе или посещать его хотя бы несколько раз в неделю. "Руководитель отдела или директор - это ключевая фигура в компании, поэтому их присутствие на рабочем месте настраивает на правильный рабочий режим", - уверен генеральный директор Megagroup.ru Владимир Затолокин.
При этом эксперты считают, что настоящей причиной попыток повысить эффективность работы сотрудников является совсем не удаленная занятость и гибридный формат, а дефицит кадров. Компании стараются максимально задействовать то время, которое сотрудник находится на работе. "В условиях дефицита кадров интенсивность, как правило, растет", - поясняет Фарида Мирзабалева, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Об этом, в частности, говорит тенденция к увеличению рабочей недели в России.
Между тем на рынке действует и другая тенденция. Пока стремление работодателей эффективнее использовать имеющихся сотрудников не влияет на популярность удаленной и гибридной форматов работы в целом. Количество вакансий с гибридным графиком увеличилось в 2,4 раза за год, отметили в "Авито Работа". Для многих профессий такой формат - важное требование самих сотрудников при поиске работы, поясняет Елена Кузнецова, директор института "Яков и Партнеры". Этот критерий входит в тройку самых востребованных при поиске новой работы.
Сейчас сложился "рынок соискателя", потому игнорировать пожелания сотрудников работодателям очень сложно. Так, в IT, СМИ, маркетинге, рекламе и PR в гибридном формате работает более 50% коллектива компаний. Соискатели ожидают, что доля гибридного формата в ближайшее время еще немного подрастет. В итоге, по мнению Кузнецовой, работодатели находятся сейчас в поисках баланса, как предоставить работникам график, который их устраивает, и при этом обеспечить высокую эффективность работы в целом.
Пока работодатели сосредоточились на повышении интенсивности труда в конце и начале недели. "Понедельник и пятница действительно часто становятся днями "повышенной эффективности" за счет того, что в именно в конце и начале недели многие компании назначают регулярные совещания в очном формате", - поясняет Пучков.
Впрочем, многочисленные российские и зарубежные исследования показывают, что победить пятничный синдром работодателям не удастся. Так, Superjob выяснил, что самым продуктивным днем недели для российских сотрудников является вторник, а самым неэффективным - пятница. Зарубежные сотрудники мало чем отличаются от наших. Ученые техасского университета A&M доказали, что эффективность труда растет с понедельника по среду, а с четверга по пятницу снижается. Самыми неэффективными ученые назвали последние часы работы в пятницу. И даже больше, доказали, что именно в пятницу сотрудники совершают самое большое число рабочих ошибок.
Мирзабалева считает, что лучше учитывать физиологические ритмы при планировании работы, чем бороться с ними. Сделать пятницу продуктивным днем поможет четкое планирование дел на неделю, считает Пучков. На пятницу стоит оставлять небольшие дела, а более сложные и большие выполнять в течение недели. Это поможет избежать отложенных на следующую неделю дел. Кроме того, пятничное снижение работоспособности можно использовать, чтобы нейтрализовать долгую раскачку сотрудников после выходных в понедельник. Для этого необходимо планировать в пятницу задачи на следующую неделю.
Работодатели в разных странах все активнее ведут борьбу с прижившейся со времен пандемии COVID-19 удаленной формой работы и гонят сотрудников в офисы. Однако те с не меньшим упорством держат оборону на дому, из-за чего процесс идет с переменным успехом.
В США и федеральное правительство, и крупные компании с прошлого года добиваются частичного или полного отказа персонала от удаленки, настаивая, что для максимальной результативности и эффективности труда нужна работа локоть о локоть с коллегами.
Например, Белый дом даже установил для министерств и других госструктур конкретные цели: к январю 2024 года их сотрудники в каждый 10-дневный период должны были работать в офисе по меньшей мере 5 дней, то есть половину времени. Но единого механизма для отзыва персонала с удаленки не ввели, как и штрафов за невыполнение указа. В результате, по данным аналитического ресурса axios.com, лишь половине структур федерального правительства, а это крупнейший работодатель в США с армией в 2,2 миллиона работников, удалось добиться требуемого результата. В одном только Вашингтоне, в центральной части которого расположены офисные здания многих госструктур и каждый третий - госслужащий, возвращаться в свои кабинеты не хотят около 200 тысяч человек. Офисы пустуют, окружающие их кафе медленно разоряются. Теперь Белый дом наращивает давление, но привыкшие к удаленке работники через профсоюзы всячески сопротивляются, заявляя, что приказ ходить в офис отрицательно повлияет на их психологическое состояние.
В США в частном секторе накал страстей не ниже. По мере того как пандемийный кадровый голод сходит на нет, компании все меньше боятся давить на сотрудников и активнее пытаются ограничить их работу из дома. Это касается даже IT-сектора, который четыре года назад был локомотивом удаленки. Поначалу заманивали разными бонусами. В Google, например, предложили сотрудникам ходить в офис трижды в неделю без жесткого расписания. Сулили им бесплатные перекусы, мороженое и кофе, даже массажи. Но для многих преимущества работы из дома оказались существеннее. Призыв работодателя по большей части проигнорировали, после чего в Google заявили, что число проведенных в офисе часов будет влиять на оценку работы сотрудников. Аналогичный подход анонсировали в банке JPMorgan. Активно возвращают сотрудников в офисы такие гиганты, как Disney и Starbucks. Но работники порой сопротивляются даже под угрозой увольнения. Например, несколько сотен сотрудников Amazon уволились, когда их попытались вернуть в офис на три дня в неделю.
Другие компании, напротив, смирились с привнесенной COVID-19 революцией и сокращают офисы, переделывая их под работу в гибридном формате. Компания по поиску услуг Yelp, например, закрыла четыре из пяти офисов в США. Особенно укоренилась удаленка в менее крупных фирмах. По данным исследования компании Scoop, 58 процентов компаний в США предлагают гибридную или удаленную форму работы. А согласно опросу Conference Board, "гибридная форма работы победила": только 6 из 158 опрошенных глав компаний заявили, что в текущем году для них приоритетом будет полностью офисный режим.
В Италии 31 декабря 2023 года стало последним днем дистанционной работы для госслужащих, а 31 марта наступившего года та же участь ждет и частный сектор. Однако есть ряд оговорок: работники частных компаний, имеющие срочные и постоянные контракты, смогут претендовать на удаленку, если у них есть дети до 14 лет, либо если они сами относятся к уязвимым категориям населения, например, к лицам с ограниченными возможностями.
Правительство решило отказаться от прижившейся за последние три года формы труда, невзирая на то, что все местные исследования подчеркивают ее пользу для окружающей среды. Вместе с тем местные эксперты не скрывают, что есть и обратная сторона медали - сотрудники на удаленке страдают от так называемого "техностресса" и нередко становятся жертвами переработок, а также вынуждены платить за подорожавшую коммуналку из собственного кармана.
По данным Национального института статистики (ISTAT), несмотря на вышеупомянутые ограничения, число "удаленщиков" на Апеннинах, как ни странно, увеличится с 3,5 миллиона в прошлом году до 3,65 миллиона человек в 2024 году. Судя по всему, этот прирост станет возможным главным образом благодаря фрилансерам. Многие молодые "свободные художники" - это уроженцы итальянского юга, которые до пандемии зарабатывали на севере вдали от близких. Теперь они вернулись в родные края, где теплее как в климатическом, так и человеческом плане. За счет этой релокации претерпел серьезные изменения и рынок недвижимости: каждый седьмой удаленный работник принял решение продать свое жилье в мегаполисе и переехать в небольшие города. Кроме того, несколько малонаселенных городков запустили программы для "цифровых кочевников". К таким проектам относится, к примеру, Work From Ollolai. Деревня Оллолаи на Сардинии, чье население за последние 100 лет сократилось с 2250 до 1300 человек, предлагает бесплатное жилье сроком на 3 месяца. Новые жители получили дома, где раньше жили фермеры и пастухи. Там обустроили офисы со скоростным интернетом для комфортной работы.
Во Франции обязательную удаленку отменили два года назад вместе с окончанием ковидных ограничений. Сегодня в стране осталось лишь 9 процентов компаний, где эта опция полностью укоренилась. В остальных к ней, особенно в 100-процентном варианте, относятся довольно прохладно. Как показал один из соцопросов, 78 процентов работодателей сомневаются в эффективности удаленной работы. Подтверждение этому нашлось в исследовании базирующейся в Париже Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где пришли к выводу, что такой метод дает положительные результаты в основном в первые дни, реже недели, а затем КПД сотрудников начинает снижаться.
Наверное, поэтому среди западноевропейских стран Франция занимает одно из последних мест по этой "дисциплине". В то время, как, к примеру, в Великобритании среднестатистический работник трудится на дистанте 1,5 дня в неделю, то во Франции этот показатель в два с половиной раза меньше - 0,6.
Но, как показал анализ института по зондажу общественного мнения IPSOS, на рынке труда молодежь отдает предпочтение гибридной форме работы. От одного до трех дней в неделю в домашних условиях, а остальные - в офисе. Более того, наибольшей популярностью пользуются те компании, где разрешается самим выбирать присутственные дни. В этом случае, утверждают в институте IPSOS, подавляющее большинство (72 процента опрошенных) не зацикливается на транспортных проблемах, связанных с поездкой на работу, и с большей пользой проводит там время, имея возможность, среди прочего, пообщаться с коллегами, обмениваясь идеями и укрепляя так называемый "дух команды".
И вот еще одна интересная деталь, подмеченная аналитиками: у работающих на удаленке по-гибридному складываются более ровные, бесконфликтные отношения в офисе, в частности с начальством, чем у всех прочих сотрудников.
В Бразилии и сотрудники, и их начальники предпочитают гибридную форму работы. По данным исследований, число компаний, работающих в таком формате, немного упало за последний год (на 14 процентов), но все равно составляет большинство - 64 процента от общего числа фирм. В режиме полного личного присутствия работают около 18 процентов бразильцев, столько же предпочитают не покидать без надобности свои дома и обходятся лишь ноутбуком и быстрым интернетом для решения рабочих задач.
По всей видимости, текущее соотношение форм работы надолго приживется на бразильской земле - другой соцопрос показал, что 94 процента жителей латиноамериканской страны не хотели бы работать исключительно в очном формате. Кроме того, решение руководства фирмы к полному возврату на очную модель работы стало бы существенной причиной для 38 процентов бразильцев задуматься о переходе в другую, более гибкую к сотрудникам компанию.
Что же касается юридического аспекта принудительного возвращения в офис "удаленщиков", то в бразильском законодательстве все предельно просто. Если в трудовом договоре есть пункт об исключительно очной форме рабочего дня, то у сотрудника есть 15 дней, чтобы погладить свой костюм, приобрести проездной и вернуться в родные офисные стены. В случае же отсутствия такого пункта, работодатель не имеет права заставить сотрудника работать в очной форме. В такой ситуации, как правило, работнику могут предложить оплату проезда или топлива до работы, несколько дополнительных дней к отпуску и другие мотиваторы для его "переезда" в офис.
В Японии не намерены полностью отказываться от удаленки. Более того, в марте правительство страны планирует узаконить дистанционную форму занятости для госслужащих. Если нововведение вступит в силу, они при желании смогут беспрепятственно трудиться из дома. Но при условии, что это не будет негативно сказываться на функционировании кабмина. Это не затронет молодых сотрудников, которые только начинают свой путь по карьерной лестнице. Для них появление в офисе останется обязательным.
Власти собираются поощрять развитие гибридных форматов занятости. Как считают эксперты, такая инициатива будет способствовать экономии электроэнергии и воды в учреждениях и компаниях, формированию более здоровой атмосферы в трудовых коллективах. Но консервативные начальники в японских министерствах выступают против чрезмерного увлечения своих подчиненных удаленкой. По мнению руководителей, рядовые сотрудники будут эффективнее трудиться на местах, не потеряют чувство субординации и личный контакт со своими коллегами.
С мая прошлого года, когда COVID-19 на японском архипелаге был официально объявлен сезонным заболеванием, местные корпорации стали возвращать свой персонал в офисы. Но опросы общественного мнения показывают, что около 81,9 процента работающих дистанционно предпочитают оставить все без изменений. С учетом этого, как отмечает исследователь компании Persol Research and Consulting Юдзи Кобаяси, работодателям лучше повременить с принятием резких решений и сконцентрироваться на продвижении смешанных вариантов занятости.
Подготовили Игорь Дунаевский, Александр Ленин, Нива Миракян (Рим), Юрий Нечаев (Бразилиа), Вячеслав Прокофьев (Париж)