Часть новых направлений, такие как битва роботов или гонка дронов, состоят из одного типа соревнований (битвы или гонки), часть соревнований - из киберспортивных турниров с дополнительным шоу в виде суперфиналов по фиджитал-футболу, фиджитал-баскетболу или лазертагу. Однако самые необычные и интересные турниры на Играх Будущего пройдут в фиджитал-формате. Фиджитал-соревнования - это комбинация спортивных дисциплин с популярными видеоиграми. Именно популяризация фиджитал-спорта помимо спортивной и коммерческой составляющей является одной из целей Игр Будущего.
Так, например, фиджитал-футбол представляет собой футбольное двоеборье: команды сначала соревнуются в футбольном приставочном симуляторе 2х2 (два тайма по 3 минуты со сменой игроков в перерыве), а затем на поле в формате 5х5 (два тайма по 5 минут). Победитель определяется по сумме забитых мячей в обоих этапах фиджитал-матча. В случае ничейного результата участники пробивают пенальти. По аналогичной схеме проходят соревнования по фиджитал-хоккею, фиджитал-баскетболу, фиджитал-единоборствам, фиджитал-гонкам.
Соревнования фиджитал-тактический бой проводятся в трех дисциплинах - Warface + лазертаг, СS2 + лазертаг и Standoff 2 + лазертаг, а поединки в компьютерных играх жанра "боевая арена" и "стратегия" фиджитал-MOBA DOTA 2, фиджитал-MOBA Mobile Legends: Bang Bang и "Мир танков" в классическом киберспортивном формате с дополнительным суперфиналом по фиджитал-футболу, фиджитал-баскетболу или лазертагу с отдельными призовыми.
Призовой фонд Игр Будущего составляет 10 млн долларов, из которых самые высокие призовые в фиджитал-футболе и фиджитал-баскетболе - 1,25 млн долларов, по 1 млн у фиджитал-MOBA DOTA 2 и фиджитал-MOBA Mobile Legends: Bang Bang. Дополнительно 50 тыс. долларов получит команда-победитель суперфиналов в тактических дисциплинах.
Важной частью Игр Будущего является их киберспортивная составляющая, состоящая из игр российских и белорусских разработчиков: Warface, Standoff 2, "Мир танков", а также знаменитых мультиплеерных компьютерных и мобильных игр DOTA 2, СS 2. Отдельная категория - это схватки по Mobile Legends: Bang Bang и культовым Earthworm Jim, Streets of Rage 2, Battletoads, Max Payne 2: The Fall of Max Payne, Grand Theft Auto: Vice City, Shrek, Cuphead, Hitman 3, Dark Souls 3. Эти соревнования проходят в категории Speedrun.
Помимо этого при проведении соревнований по фиджитал-футболу, фиджитал-хоккею, фиджитал-баскетболу, фиджитал-единоборствам, фиджитал-гонкам и другим фиджитал-дисциплинам используются консольные симуляторы.
В отличие от компьютерных и мобильных видеоигр, чьи названия прямо указываются в анонсах и афишах соревнований, консольные игры организаторы Игр Будущего называют просто спортивными видеосимуляторами. Однако ни для кого не секрет, что при проведении цифровой части соревнований используются такие международные игровые хиты, как FIFA, NHL, NBA 2K, Mortal Kombat и пр. На вопрос "РГ" относительно того, как выстроены отношения с правообладателями этих игр - а это американские компании, такие как EA, покинувшие Россию после введения санкций, - организаторы аккуратно ответили, что они целиком и полностью соблюдают законодательство Российской Федерации. Но очевидно, что проблему предстоит решать более основательно. И шаги для этого уже делаются. Так, после церемонии открытия Игр Будущего бывший футболист санкт-петербургского "Зенита", лондонского "Арсенала" и сборной России Андрей Аршавин выступил с инициативой: "У меня есть предложение, которое я считаю верным. Чтобы появился наш футбольный симулятор, в котором наши ребята смогут играть за национальную сборную, за команды Премьер-лиги, за сборные регионов, потому что в иностранных аналогах такого нет. Я считаю, это сохранит интерес к футболу, потому что ребята сейчас много в компьютер играют, в виртуальном мире живут".
Буквально за день до открытия Игр Будущего о разработке российских спортивных видеоигр говорил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, у фиджитал-спортсменов будет возможность соревноваться в футбольном компьютерном симуляторе, который создается российскими разработчиками при поддержке "Газпрома", а затем продолжать поединки уже на настоящей футбольной площадке.
Отечественный аналог футбольного симулятора FIFA можно разработать в перспективе трех - пяти лет, и данная игра может быть кросс-платформенной. Об этом рассказал генеральный директор Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) Александр Михеев. "Если запрос на разработку игры действительно существует, то это возможно. Стандартный срок создания подобной игры - это минимум 3 года. Чтобы достичь уровня качества, сопоставимого мировому, лучше заложить на разработку до 5 лет", - цитирует Михеева ТАСС.
При этом эксперт отметил, что пока таких аналогов в РФ нет. Михеев уверен, что возможно создание и других симуляторов, аналогичных существующим в недружественных странах. "Для появления таких игр необходимо достаточное финансирование, но при этом вероятность окупаемости вложенных средств не высока. Как стратегическая инвестиция для замещения иностранных продуктов и, например, проведения соревнований, в том числе и в фиджитал-формате, создание подобных игр действительно имеет смысл, так как снижает риски лицензирования подобных продуктов из недружественных стран", - заявил Михеев.
Однако перенос цифровой части фиджитал-соревнований с популярных во всем мире спортивных видеоигр, в разработку, маркетинг и продвижение которых были вложены сотни миллионов долларов, на российские аналоги может вызвать неоднозначную реакцию самих киберспортсменов. Часть спортивных игровых симуляторов, особенно FIFA, имеют культовый статус и огромную фанбазу, и не факт, что спортсмены, особенно иностранные, захотят "переключаться" на российский аналог. При этом, по словам представителей Всероссийской федерации фиджитал-спорта, представительства фиджитал-движения открыты уже в 63 странах мира.
"РГ" спросила у нескольких зарубежных участников Игр Будущего, готовы ли они перейти на российские аналоги спортивных видеосимуляторов, если таковые появятся. На что большинство дипломатично ответили, что им было бы интересно попробовать что-то новое, но нынешний формат соревнований их полностью устраивает.
"Перейти из одной дисциплины в другую, даже аналог, очень сложно, ну или как минимум придется потратить огромное количество времени и труда. Тут можно привести сравнение с реальным спортом: профессиональный футболист зарождается с рождения, тратит на это десятки лет, и просто так взять и стать профессиональным баскетболистом уже не сможет", - полагает Анатолий TheAnatolich Бараков, капитан команды Beyond, выступающей в турнире по "Миру танков".