26.02.2024 17:41
    Поделиться

    Тринадцатый пакет антироссийских санкций показал, что США и ЕС преследуют разные цели

    Последние санкции США и Великобритании против нефтегазового сектора нашей страны не отвечают изначально заявленным целям антироссийских ограничений и напрямую вредят экономике Евросоюза. Не случайно ранее почти зеркальные решения западных стран против нашей экономики теперь сильно отличаются друг от друга.
    Ранее почти зеркальные решения западных стран против нашей экономики теперь сильно отличаются друг от друга, а санкции США стали вредить экономике Европы.
    Ранее почти зеркальные решения западных стран против нашей экономики теперь сильно отличаются друг от друга, а санкции США стали вредить экономике Европы. / РИА Новости

    Европейский тринадцатый пакет санкций не затронул напрямую экспорт энергоресурсов из России. Другое дело - новые ограничения США и Великобритании. Они, вместо того чтобы уменьшать доходы российского бюджета (ранее заявленная цель санкций), стали влиять на объемы экспорта нашего сжиженного природного газа (СПГ) и нефти, фактически освобождая европейский рынок для своего сырья и избавляясь от конкурентов.

    Российские СПГ-проекты в Арктике имеют значительные налоговые льготы, поэтому ни о какой борьбе с доходами нашего бюджета здесь речи не идет

    США и Великобритания начали борьбу с новым российским проектом по производству сжиженного газа "Арктик СПГ‑2", в котором участвовали европейцы и на поставки с которого рассчитывали по минимуму во Франции. Причем одним из бенефициаров этого решения вполне могут стать британские Shell и BP, которые возят американский СПГ в Европу. В новом пакете санкций ЕС про российский СПГ ни слова. Более того, Нидерланды, по информации агентства Bloomberg, признались, что не смогут отказаться от нашего сжиженного газа, сославшись на контрактные обязательства.

    США стали основным поставщиком СПГ в Европу, частично заместив выпавшие объемы российского трубопроводного газа после остановки газопровода "Ямал - Европа" и подрыва "Северных потоков". Одним из главных конкурентов американского СПГ стали поставки из России. Европейский газовый рынок почти не растет, значит, любой новый проект, претендующий на него, может отнять долю у СПГ из США. Причем российские СПГ-проекты в Арктике имеют значительные налоговые льготы, поэтому ни о какой борьбе с доходами нашего бюджета здесь речи не идет.

    По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, вероятно, давление на российские проекты СПГ будет усиливаться. Санкции, инициируемые США, всегда имели две цели: подорвать экономику нашей страны и в то же время разрушить энергетическое партнерство Европы и России. Это делалось для того, чтобы ослабить саму Европу и сделать ее неконкурентоспособной по сравнению с США. И еще большой вопрос, какая из этих целей является приоритетной.

    Расширение санкций США против российского СПГ возможно, считает начальник аналитического отдела ИК "Риком-траст" Олег Абелев. Расчет может быть сделан на то, что потенциальные зарубежные участники проектов СПГ могут опасаться риска вторичных санкций и выйти из проектов. Это, конечно, не означает, что они будут автоматически закрыты. Наши компании будут искать партнеров из дружественных стран.

    С нефтью история сложнее. Санкции США против судов, перевозящих российскую нефть, почти никак не влияют на соблюдение price cap (потолка цен) - 60 долл. за баррель, она торгуется выше. Эти меры впрямую не ограничивают нефтяные доходы нашей казны, поскольку с апреля прошлого года налоги платятся из расчета фиксированной максимальной скидки на нашу нефть относительно эталонного сорта Brent. Но они увеличивают себестоимость ее экспорта, то есть бьют по нефтяным компаниям, которые вынуждены эти затраты вшивать в конечную цену сырья. Это не отменяет дисконт на нашу нефть, но себе в минус ее продавать компании не будут.

    В результате санкции США сейчас работают не против нашего бюджета, а против нефтяников, в том числе препятствуя появлению на азиатском рынке дешевой нефти, ведь полностью закрыть возможности обхода ценового потолка у американцев не получается. Фактически единственный способ загнать нашу нефть в рамки price cap - уронить мировые котировки, но это сделать не так просто. К тому же США не нужна совсем дешевая нефть. Для наращивания сланцевой добычи, обеспечения внутреннего рынка и поддержания объемов экспорта в ту же Европу их устраивает сегодняшняя ситуация на рынке. Но она не устраивает ЕС.

    Санкции против танкеров увеличивают затраты нефтяных компаний, а не снижают доходы бюджета

    А учитывая непредсказуемость поставок углеводородов из США, европейцы оказались в весьма уязвимом положении. Например, экспорт американского дизельного топлива в Европу в феврале снизился почти вдвое относительно января, а совсем недавно вполне серьезно обсуждался возможный запрет или ограничение экспорта СПГ из США. Недовольство со стороны ряда стран Европы политикой как США, так и самого ЕС растет - это касается экономической сферы в целом и энергетики в частности, говорит Андрианов.

    Едва ли ЕС хотел остаться в положении "бедного родственника", который в энергетике будет зависеть только от США. Изначально до 2022 года идея ЕС была в диверсификации поставок, чтобы экспортеров было много и можно было выбирать наиболее выгодный вариант. Сейчас же Европа стала зависеть от США в сфере энергетики больше, чем ранее от России. Причем выбирать ЕС уже просто не из чего.

    Финансы

    Россия даст симметричный ответ Западу

    Россия даст симметричный ответ в случае любых действий с ее активами за рубежом. "Это вопрос не к нам, следим за решениями западных стран. У нас заморожено тоже не меньше. Любые действия с нашими активами получат симметричный ответ", - заявил министр финансов Антон Силуанов "РИА Новости". По мнению экспертов, ответные меры могут быть применены к активам западных инвесторов, вложенных в российские ценные бумаги.

    Скорее всего, речь идет о финансовых активах, то есть о тех бумагах российских эмитентов, в которые вложили средства инвесторы из недружественных стран, считает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. "Это достаточно большие объемы, и они обращаются на рынке. Поэтому, если Запад пойдет на конфискацию, нам есть чем ответить", - пояснил он.

    Нерезиденты вложили в государственные ОФЗ 1,5 трлн руб., в евро-облигации 15 млрд долл. США, говорит доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Ильяс Зарипов. В целом в России потенциально могут быть заблокированы и конфискованы финансовые активы, принадлежащие нерезидентам из недружественных стран, на сумму 290 млрд долл., отмечает он. "Но это частные деньги, не принадлежащие госорганам. Среди этих активов могут быть подвержены заморозке и конфискации средства финансовых институтов и производственных компаний западных стран", - пояснил эксперт.

    Подготовила Екатерина Свинова

    Поделиться