"Сегодня в России активно ведутся разработки беспилотного поезда метро, - говорит доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян. - По заявлениям разработчика, первый беспилотный поезд в московском метро должен появиться в 2025-2026 годах. Ресурсов для производства таких поездов у России достаточно. Конечно, на начальных этапах придется привлекать партнеров из дружественных стран, но по мере появления собственных разработок будет происходить или уже происходит импортозамещение зарубежных комплектующих".
По словам эксперта, на массовый переход к полностью беспилотным поездам метро, трамваям и автобусам потребуется 10-15 лет.
"Мы упорно работаем над созданием многообещающего нового поколения поездов, которые смогут выйти на производственную линию с 2026 года. Новый поезд будет вмещать больше пассажиров, его двери будут рекордно широки, а внутри станет тише и комфортнее. Мы также изучаем возможность внедрения автономной работы и беспилотного управления", - сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
В мире уже есть успешный опыт запуска беспилотных составов в подземке. Такие поезда курсируют в Дубае и Гонконге. В некоторых европейских странах запущены поезда, управляемые искусственным интеллектом, однако в кабине машинист все же присутствует - он не управляет поездом, но контролирует работу системы. Например, в Гонконге первый беспилотный поезд метро был запущен в 2016 году. Причем сразу без кабины водителя. Такие составы не только самостоятельно идут по маршруту, но также сами включаются и начинают работать в определенное время, могут самостоятельно находить неисправности в системе. Самый автоматизированный метрополитен находится в Сингапуре. Протяженность полностью беспилотных линий метро составляет более 200 километров.
В России больше всего беспилотного транспорта на сегодняшний день - в таксомоторной отрасли. Первое беспилотное такси было запущено в 2018 году в наукограде Иннополис. Затем оно появилось в Сириусе, а с лета прошлого года вызвать такси под управлением искусственного интеллекта можно и в Москве, правда, пока только в одном районе - Ясенево.
Эксперты полагают, что беспилотный транспорт может значительно снизить число аварий на дорогах. Дело в том, что автомобиль, управляемый искусственным интеллектом, не сможет превысить скорость, не выедет на встречную полосу и не свернет в неположенном месте. А именно из-за таких нарушений чаще всего и происходят аварии.
Однако движение в городе, среди потока транспорта, техники и автомашин, управляемых живыми водителями, - сложный процесс. Именно поэтому сейчас беспилотное такси курсирует в небольших городах или в отдельных районах. Некоторые эксперты не уверены, что переход на беспилотность в наземном транспорте произойдет быстро.
"Тоннель метрополитена - это выделенный и изолированный путь без большого числа пересечений, - отмечает директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян. - Поэтому внедрение беспилотников именно в метро - вполне реальное и обозримое будущее. С наземным транспортом - автобусами или трамваями - все гораздо сложнее.
Например, водитель увидел, что кто-то замешкался на входе, и может подождать с закрытием дверей или заметил пассажира, который бежит к остановке, и готов подождать его лишние пару секунд. Робот не будет так делать, так как может действовать исключительно по алгоритму. И это лишь часть вопросов".
Несмотря на то что технологии, применяемые в беспилотном транспорте, пока требуют совершенствования, уже с уверенностью можно сказать, что будущее именно за ними, отмечают опрошенные эксперты.