Мегаполис развивают технологии и грамотные управленческие решения

Состояние городской среды - та сфера, о которой человек судит не по рапортам чиновников, а по своим ощущениям: сколько времени он ждет общественный транспорт и доступен ли тот для инвалидов и мам с колясками, как строится доступное жилье и благоустраиваются дворы, часто ли рвутся трубы в его отдельно взятом микрорайоне. Реальное улучшение условий проживания - одна из важных составляющих устойчивого развития любого региона.
Новые трамваи помогают улучшить транспортную ситуацию в Самаре.
Новые трамваи помогают улучшить транспортную ситуацию в Самаре. / РИА Новости

Конечно, в каждом городе, и Самара - не исключение, можно найти как положительные примеры развития, например пришли крупные инвестиции по нацпроекту, так и многолетние болевые точки. При этом многие вопросы, например улучшение экологии Волги, напрямую влияют и на жизнь соседних областей, становясь уже не местной, а федеральной задачей.

Из позитива: благодаря применению современных технологий выбросы в атмосферу за последние 10 лет на территории Самарской области сократились на 17,5 процента. Большое внимание уделяется развитию зеленой энергетики. В регионе работает Жигулевская ГЭС, солнечная электростанция и ветропарк. Работа по оздоровлению Волги, включающая строительство 30 очистных сооружений, позволит уже к 2025 году в три раза - на 200 миллионов кубометров - снизить объем загрязненных стоков.

Одним из последних примеров стало завершение в декабре прошлого года реконструкции в Самаре канализационных очистных сооружений мощностью 640 кубометров в сутки.

Первая очередь этого объекта была построена еще в 1975 году и давно не справлялась с растущей нагрузкой. В ходе модернизации рабочие полностью обновили аэротенки (резервуары для биологической очистки), реконструировали вторичные отстойники. Благодаря внедрению новой технологии улучшилось качество вторичной очистки воды. Параллельно на канализационных сетях были установлены пункты автоматического контроля сточной воды. Построено здание реагентного хозяйства.

Реализация проекта дала городу-миллионнику практически новые городские очистные канализационные сооружения (ГОКС), соответствующие самым современным технологическим требованиям и всем стандартам мирового уровня. Все работы были проведены в рамках государственно-частного партнерства и включены в федеральный проект "Оздоровление Волги" нацпроекта "Экология".

Обеспечение чистой питьевой водой крупнейших микрорайонов и пригородов, построенных за последние годы, - вопрос для Самары актуальный. Да и старые застройки двух городских районов до последнего времени снабжались из артезианских скважин водой, не отвечающей санитарным требованиям по жесткости. По словам министра энергетики и ЖКХ Самарской области Владимира Василенко, чтобы качественная по всем параметрам вода с городской насосно-фильтровальной станции пришла в микрорайоны "Южный город" и "Волгарь", потребовалась защита большого инфраструктурного проекта, включающего прокладку по дну реки Самары мощного водовода. При этом строительство началось лишь после того, как уже появились большие микрорайоны и в квартиры въехали люди, столкнувшиеся с проблемами. Но так или иначе сейчас работы продолжаются.

"Я думаю, в 2024 году мы эту проблему закроем, потому что строительство идет в графике. Проект в программе, идет финансирование, подрядчики работают", - отметил Владимир Василенко.

А вот в Красноглинском районе города крупный водовод был запущен в конце прошлого года. Это позволит не только "напоить" жителей уже существующих домов, но придаст ускорения строительству на этих территориях большого микрорайона для переселения граждан из ветхого жилья.

Благодаря программе "Вода с улицы - в дом" в прошлом году в Красноглинском районе Самары были полностью демонтированы водоразборные колонки

А что делать с жилыми домами, в которых нет таких благ цивилизации, как вода и канализация? В Самаре, по данным департамента городского хозяйства и экологии, таких почти 900, а по области в целом - почти 266 тысяч. При этом большую часть этих строений никак нельзя отнести к ветхим и аварийным. Добавить им комфорта призвана реализуемая с 2018 года программа "Вода с улицы - в дом". По данным поставщика коммунальных ресурсов "РКС-Самара", в прошлом году, благодаря ее софинансированию региональным и муниципальным бюджетами, в одном из районов города, Красноглинском, уже удалось полностью демонтировать водоразборные колонки. Удобства пришли в дома людей, а это не только повышение комфорта, но и улучшение экологии мегаполиса, ведь дома подключили и к канализации.

Еще одна острая проблема - непростая ситуация с транспортом. Только за февраль этого года в городе-миллионнике было зарегистрировано более 10 ЧП - сход трамваев с рельс, поломки вагонов, обрыв сети. Затяжное строительство метро, покупка нового подвижного состава (в феврале по городу начали курсировать 12 белорусских трамваев) и даже повышение зарплаты водителям не снимают остроты вопроса. Для улучшения работы общественного транспорта потребуется поддержка регионального бюджета.

"Мы предлагаем ежегодно предусмотреть дополнительное финансирование в размере трех миллиардов рублей", - заявила на недавнем совещании в областном правительстве глава Самары Елена Лапушкина.

По ее словам, средства предполагается направить на модернизацию городского электротранспорта и повышение ритмичности автобусных перевозок.

Таких денег в казне пока нет, но зато есть более экономное промежуточное решение. Кроме покупки нового подвижного состава в Самаре собираются модернизировать старые трамваи. МП "ТТУ" планирует установить на Tatra T3 новые кузова с современным оборудованием, салоном, а также кондиционерами и USB-разъемами. Планируется, что два трамвая, прошедших реновацию, прибудут в Самару к 31 марта 2024 года. В планах - покупка еще десяти. Такой способ восстановительного ремонта оправдает себя. Это почти вдвое дешевле нового трамвая. Каждый кузов обходится сейчас в сумму около 41 миллиона рублей, а приобретение нового трамвая - в 83 миллиона.

Таким образом, обновленный транспорт обойдется дешевле нового почти в два раза и им можно будет пользоваться еще 10-15 лет.

Может быть, этот не столь дорогой способ разрулит транспортные проблемы города. Как и в ситуации, когда мэрия предложила арендаторам исторические особняки по символической цене в один рубль, чтобы спасти наследие, приспособив его к современным нуждам. Положительные примеры уже есть.