27.02.2024 10:57
    Поделиться

    Как увеличить налоговые поступления в бюджет

    В последнее десятилетие налоговые органы стараются максимально сократить количество выездных проверок, которые являются дополнительной административной и финансовой нагрузкой как для плательщиков, так и для инспекторов ФНС.

    Поэтому важными шагами при реформировании налоговой системы стали запуск системы АСК НДС-2, помогающей выявлять недобросовестных плательщиков, введение риск-ориентированного подхода и внедрение такого вида превентивного инспектирования, как налоговый мониторинг. Цель всех этих оптимизаций - сокращение количества выездных проверок при одновременном увеличении поступлений в бюджет.

    Внедрение риск-ориентированного подхода началось с 2013 года - за пару лет до того, как была запущена система АСК НДС-2, которая в автоматическом режиме стала выявлять недобросовестных налогоплательщиков НДС, а соответственно и налога на прибыль организаций. О результативности этой работы сегодня говорят простые цифры. Так, по словам главы ФНС Даниила Егорова, за первую половину 2023 года было проведено 2,8 тысячи выездных налоговых проверок, тогда как за аналогичный период 2022-го - в два раза больше, 5,5 тысячи. Между тем в эти шесть месяцев прошлого года удалось дополнительно пополнить бюджет на 100 миллиардов рублей. Также применение риск-ориентированного подхода в контрольной работе позволило сократить количество документов, которые должен представить налогоплательщик.

    Даниил Егоров подчеркнул, что в ФНС будут и дальше продолжать эту работу. В частности, к 2024 году у налоговых органов сформировался следующий алгоритм действий. После того как программный комплекс АСК НДС-2 в автоматическом режиме сигнализирует, что действия налогоплательщика, состоящего на учете в конкретной инспекции, привели к потерям бюджета, инспектор вызывает налогоплательщика на рабочую встречу. На этой встрече он демонстрирует основания, в соответствии с которыми система сделала вывод, и предлагает добровольно уплатить недостающую сумму налога в бюджет. Многие соглашаются, тем самым не подвергая себя риску налоговых проверок. Если же налогоплательщик не согласен с предложением, то он будет изучен более пристально с целью принятия решения о проведении проверки.

    Между тем многолетняя практика говорит о том, что ошибаться могут все, в том числе налоговые инспекторы и система АСК НДС-2. Если налогоплательщика вызвали на комиссию, но он уверен в своей правоте, то риск открытия в отношении него проверки минимален. И даже если проверка состоится, оспорить доначисления не составит особого труда.

    К 2024 году сформировался еще один метод контроля, за которым многие современные финансисты и налоговики видят будущее налогового администрирования. Это налоговый мониторинг. Он является одновременно и формой налогового контроля, и разновидностью открытого онлайн-взаимодействия с органами ФНС. При таком подходе плательщик предоставляет инспекторам доступ к своим данным бухгалтерского и налогового учета.

    Налоговый мониторинг начал развиваться с 2016 года, а сейчас набирает популярность и охватывает все большее число компаний. Это свидетельствует о его эффективности.

    Из основных преимуществ здесь можно выделить получение мотивированного мнения по спорным налоговым позициям. Мотивированное мнение - механизм, помогающий оперативно согласовать вопросы налогообложения как планируемых сделок, так и совершенных сделок. Он может быть инициирован налоговым органом, если при проведении налогового мониторинга было зафиксировано нарушение. Это позволяет в будущем снизить как налоговые риски, так и риски начисления штрафов и пеней.

    В сравнении с другими формами налогового контроля у налогового мониторинга есть ряд преимуществ. Так, он позволяет ограничить срок налоговых проверок до одного года и девяти месяцев, освобождает от традиционных видов контроля (в частности, от камеральных и выездных проверок) и от доначислений при условии исполнения мотивированного мнения налогового органа.

    Процесс перехода на налоговый мониторинг достаточно трудоемкий и сложный. Он требует финансовых, кадровых, временных затрат и специальных знаний. Участникам необходимо организовать онлайн-обмен с ФНС, а для этого - доработать и настроить собственные учетные системы в соответствии с требованиями налоговиков, собрать необходимый пакет документов.

    Поделиться