В секторе офисных программ господство иностранного софта в недавнем прошлом было тотальным. Сегодня ситуация кардинально изменилась, отмечает Георгий Подбуцкий, коммерческий директор SL Soft, - наблюдается интенсивный переход на российское офисное ПО.
"Мы видим две основные тенденции: первая - переход на отечественные интегрированные офисные пакеты, устанавливаемые в сети и на серверах заказчика. Вторая - переход на облачные офисные пакеты российских провайдеров, которые дополняют базовый функционал", - говорит Подбуцкий. Согласно экспертным оценкам, к 2027 году рыночная доля отечественных разработчиков офисного ПО увеличится до 82 процентов. Но ее качественный состав пока остается неоднородным, отмечают специалисты.
"Нельзя просто выкинуть из экосистемы компании какую-то западную информационную систему и воткнуть вместо нее другую, потому что эта система вшита в весь бизнес", - объясняет Вадим Юсупов, гендиректор "Ф-лайн Софтвер".
"Было бы преувеличением утверждать, что процесс импортозамещения корпоративного ПО близок к завершению. Мы скорее находимся в самом начале пути", - говорит Артем Ильченко, руководитель направления ИТ-решений Konica Minolta. Особенно сложно обстоят дела с замещением дорогостоящего узкопрофильного инженерного софта, относящегося к системам автоматизированного проектирования (САПР) - CAD/CAE и других.
В то же время сегодня отечественные разработки рассматриваются пользователями уже не как временная вынужденная замена, а как постоянное полноценное решение. "Особенно это заметно на рынке операционных систем и систем управления базами данных", - объясняет Дмитрий Кичко, генеральный директор "Эдит Про" (Группа Борлас).
В свою очередь, генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион считает, что пока еще рано заявлять о полнофункциональных отечественных аналогах западного софта, но скорость, с которой развиваются российские разработки, внушает оптимизм. По мнению специалиста, основной скачок внедрения российского программного обеспечения придется как раз на 2024 год.
Константин Рензяев, генеральный директор CorpSoft24, согласен с тем, что успехи в импортозамещении офисного софта есть, но "вот с инженерным софтом пока есть проблемы. Дело в том, что даже при наличии бюджетов на разработку создание инженерного софта занимает не менее двух лет. Сейчас выделены десятки миллиардов рублей на разработку различных продуктов, но большая часть будет создана к 2025 году", - объясняет Рензяев.
Для достижения поставленных целей российским разработчикам необходимо не "догонять" иностранных коллег, а играть на опережение, чтобы новые программы не повторяли старые, а были качественно лучше их. Ведь, например, рынок офисных систем сегодня переживает трансформацию, связанную с привлечением к решению многих типовых задач искусственного интеллекта (ИИ), идет процесс передачи ИИ рутинных функций, поясняет Георгий Подбуцкий.
А Кирилл Семион уверен, что "в России есть кадры и компетенции, которые позволяют постепенно выводить из эксплуатации импортные программные решения и заменять их на отечественное ПО по мере наращивания его функционала. "Одновременно с развитием производится адаптация прикладного программного обеспечения под импортонезависимые операционные системы. На решение этой задачи России потребуется примерно три года", - полагает специалист.
Способствуют появлению новых продуктов меры поддержки со стороны государства. Одна из них - реестр отечественного ПО. С помощью него компании могут доказать, что их продукт действительно является отечественной разработкой, и получить ряд льгот. По словам юрисконсульта ЦПО ГРУПП Дарьи Резниковой, реестр ПО дает преимущество на госзакупках, возможность не платить НДС по сделкам с ПО, которое включено в реестр, упрощает порядок получения и подтверждения аккредитации в качестве
ИТ-компании, помогает повысить доверие клиентов, поскольку регистрация подтверждает качество и надежность ПО, открывает возможности для получения субсидий.
Параллельно с разработкой и внедрением отечественного ПО идет активная цифровизация региональных органов власти. Прежде всего - через порталы госуслуг. Например, "более 99 процентов жителей Ленобласти уже имеют учетные записи на портале, что говорит о том, что среди граждан активно происходит подключение к цифровой инфраструктуре. Они стараются уходить от физического обращения. Если раньше за справками требовалось прийти в МФЦ, то сейчас получение многих услуг доступно в электронном виде", - подчеркивает ГКУ ЛО "Оператор электронного правительства" Александр Зарецкий. Сегодня в Ленобласти насчитывается 570 социально значимых объектов, в которых обеспечено подключение к единой сети передачи данных региона. В прошлом году начал работать сервис "Цифра 47", который должен помочь в оценке качества связи: сбор статистики через приложение покажет, в каких точках региона целесообразно ставить новые вышки связи. Государственная информационная система охватывает все социально-экономические зоны: архивы, транспорт, мониторинг пассажиропотоков. ИИ позволяет существенно оптимизировать процессинг массовых данных, выявлять закономерности и, таким образом, снижая человеческие трудозатраты, снижать затраты бюджета.