- Один из ключевых экономических вопросов, актуальных на сегодняшний день, состоит в следующем: будет ли расти российская экономика или нет? С одной стороны, ответ на него кажется очевидным: конечно же, она растет. Об этом свидетельствуют опережающие экономические показатели за первые месяцы нынешнего года: в плюсе индекс доверия бизнеса, в положительной зоне PMI и составляющие его индексы в обрабатывающей промышленности и в услугах. В январе выросли продажи новых автомобилей и, судя по всему, рынок на этом не остановится. По-прежнему высок спрос на недвижимость, основой которого является увеличение доходов населения.
Развитие налицо и в общем понятно, от чего оно происходит. Объём расходов федерального бюджета в 2024 году составит 36,6 триллиона рублей. По сравнению с оценкой расходов 2023 года они увеличатся почти на 5 триллионов рублей (или на 15,7 процента). Рост бюджетных расходов стимулирует развитие секторов экономики, наиболее важных для страны в нынешнее непростое время. А далее деньги, вложенные в новые производства и зарплаты военнослужащих, "просачиваются" в другие отрасли и оживляют спрос. Собственно, большие бюджетные расходы служат основой роста ВВП, который, как известно, по итогам 2023 года составил 3,6 процента.
Продолжится ли этот процесс в нынешнем году? Очевидно да. Признаки расширенного влияния бюджетных расходов на оживление потребительской активности мы видим уже сейчас. В новогодние праздники потребительские расходы традиционно всегда высокие, однако важно, чтобы они сохранились и дальше. В прошлом году начало было хорошее, однако после Нового года наступил спад потребительской активности, который продолжался несколько месяцев, вплоть до лета. Если бы не этот спад, показатели роста ВВП оказались бы намного выше, чем 3,6 процента.
Посмотрим, как дела пойдут в нынешнем году, но пока мы не видим аналогичного спада в стремлении домохозяйств делать крупные покупки. Социологические опросы, проводимые в Финансовом университете, показывают, что готовность приобретать товары и услуги намного превышает прошлогодний уровень. Маркерами здесь служат покупки, не относящиеся к предметам повседневного первоочередного спроса: всё то, без чего в повседневной жизни можно обойтись, и что покупают, только если все остальные потребности удовлетворены. Это, например, крупная бытовая техника или мебель. В прошлом году такого не было, что внушает оптимизм и на первое полугодие 2024 года.
Вторым источником оптимизма относительно экономических перспектив является состояние рынка труда. Последние исследования показывают, что недостаток кадров перестал быть таким острым, как в середине прошлого года. Действительно, предприятия, получившие экстренные заказы от правительства в 2022 и 2023 годах, за полтора года в основном справились с нехваткой персонала и наняли необходимые им кадры. Большую помощь оказали специальные меры правительства, позволившие финансировать переезд нужных сотрудников из регионов с избыточным числом кадров туда, где их не достает. Разумеется, этот процесс прошел не без перекосов. Переселение кадров вызвало повышение арендной платы в городах, где расположены стратегически важные предприятия. По имеющимся данным, в некоторых городах она выросла буквально в полтора раза. Однако, несмотря на такие осложнения, основные проблемы в кадровом кризисе преодолены. В то же время он не исчез вовсе: предприятия по-прежнему стремятся нанимать персонал, недостаток кадров остается одним из основных факторов, сдерживающих развитие производства. А раз так - развитие экономики продолжается. Наверное, темпы роста заработной платы в нынешнем году окажутся ниже прошлогодних, тем не менее, реальный уровень зарплат в России продолжит расти.
При этом надо иметь в виду, что вопрос о долгосрочных перспективах экономического развития гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Нам всем надо понять, есть ли в сегодняшней России глубинные предпосылки экономического и социального развития, способные создать мотивацию к изменениям для россиян на ближайшие десятилетия?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к исследованиям качества жизни, которые мы проводим в Финансовом университете при Правительстве РФ. Качество жизни - это оценка человеком своего существования по шкале "плохое - хорошее", мера комфортности бытия. Общество развивается, если люди видят перспективы улучшения качества жизни, и наоборот - при отсутствии перспектив повышения комфортности бытия начинаются проблемы с социальной устойчивостью.
На уровне поведения и оценок наличие таких жизненных перспектив выражается в более высоком уровне оптимизма, а также в высокой доле россиян, которые уверенно смотрят в собственное будущее и будущее своих детей. То есть ключевым для обеспечения долгосрочного экономического роста является ответ на вопрос: верите ли вы в то, что следующее поколение будет жить лучшее нынешнего?
Надо сказать, что за последние десятилетия россияне отвечали на этот вопрос по-разному. Однако в последние годы оптимизм налицо. Во-первых, число оптимистов, уверенных в своих ближних перспективах, однозначно перевешивает число тех, кто в светлое будущее не верит. Число оптимистов и россиян, склонных к оптимизму, составляет сегодня примерно 40 процентов, а пессимистов всего 22 процента. Положение дел будет еще лучше, если рассмотреть итоги исследований на тему долгосрочного оптимизма. В России 52 процента населения уверены, что их детей ждет лучшая жизнь, и только 10 процентов думают, что дети будут жить хуже. Остальные считают, что все останется, как и прежде.
Таким образом, в нашей стране много оптимистов, что создает возможности для экономического роста. Почему оптимизм так важен? Потому что у людей есть два способа обеспечить себе хорошую жизнь. Первый - это построить что-то новое, создать новую стоимость, которая сделает жизнь лучше. Вторая возможность становится актуальной, если страна в тупике и перспектив роста не видно. Тогда люди ориентируются не на создание нового, а на "разборку" имеющегося. Вот поэтому то обстоятельство, что в России доминируют оптимисты, крайне важно. Это значит, что деструктивные механизмы запущены не будут и страну ждет устойчивое экономическое будущее, основанное на четком понимании, что и как делать.