"Когда мы говорим об устойчивости современного российского государства, мы говорим и о том, что в основе лежит соответствие того, что делает руководство страны, запросам граждан. Конечно же, один из основных запросов - благополучие", - сказал глава ФоРГО Константин Костин, открывая дискуссию. Он добавил, что под благополучием стоит понимать и уровень доходов, и качество жизни по очень широкому спектру вопросов - от благоустройства и удобства социальной инфраструктуры до отсутствия каких-то шоковых сценариев.
Все последние десятилетия в отечественной экономике плавно восстанавливается этатизм, при котором государство все активнее вмешивается в происходящие процессы, заметил доктор экономических наук Никита Кричевский. По его оценке, такой подход "безусловно положительно" воспринимается в обществе, потому что соответствует тысячелетним чертам нашей системы хозяйствования.
"Административный институционализм, который создавался всю последнюю четверть века, направлен на то, чтобы утвердить и развивать динамическую адаптивность системы управления, экономических институтов к внешним и внутренним вызовам, - продолжил он. - Еще один столп - созданная инфраструктурная система, которая не позволяет обрушиться госуправлению и экономике".
По мнению Кричевского, реальность тезиса о службе экономики обществу подтверждают и расходы на национальные проекты с 2019-го по 2024-й - 26 триллионов рублей, то есть больше 16 процентов от федерального бюджета за все эти годы. Несмотря на пандемию COVID-19 и санкции против России, экономика страны устойчиво развивается - по итогам прошлого года ВВП вырос на 3,6 процента, а по паритету покупательной способности мы оказались первыми в Европе и пятыми в мире. "Система институтов госуправления адаптировалась к внешним эксцессам. В связи с этим возникает уверенность в том, что наш рынок даже в условиях санкций будет более-менее устойчивым", - резюмировал Никита Кричевский.
Он считает, что главная проблема, которую предстоит решать в ближайшие годы, - демографическая. Для этого эксперт предлагает ввести упрощенное семейное налогообложение, списывать часть долгов многодетных семей по ипотеке за счет государства, а также создать возможность сертифицирования бабушек и дедушек в качестве нянь с выплатой им ежемесячного пособия, привязанного к МРОТ.
В свою очередь политолог Константин Симонов признал, что часто вопрос о роли государства сводится к вопросам госсобственности, но гораздо важнее его позиции как регулятора. Если бы компании игнорировали экологические проблемы и не модернизировали свое оборудование, то в короткой перспективе это увеличило бы налоговые поступления. "Но мы же понимаем, что это вопрос общественного блага, и российское государство бизнесу в последнее время это как раз не позволяет делать", - пояснил Симонов.
Политолог также подчеркнул, что стоит избавляться от навязанной извне концепции "сырьевого проклятия". "Те же санкции - это и стремление выкинуть Россию с рынка углеводородов, тем самым подорвав основы государства. А мы не выкидываемся, полностью перестроили систему логистики, за два года вырос морской экспорт", - отметил он.