У вас прекрасная актерская труппа, зрители любят "Мастеровых". Давно вы руководите театром? Армандо Диамантэ - это такой красивый театральный псевдоним?
Армандо Диамантэ: Нет, имя и фамилия настоящие. А театром я руковожу десять лет. До меня это был "худруковский" театр. Художественным руководителем здесь был Валентин Ярюхин. В 2004 году с приходом в театр этого самобытного режиссера, выпускника ГИТИСа, ученика Марка Захарова и Анатолия Васильева, началась новая история "Мастеровых". Театр получил муниципальный статус и первое небольшое здание. Валентин Никитич ушел отсюда в 2011 году, и театр находился на перепутье...
Вы были поклонником этого театра?
Армандо Диамантэ: Я был членом наблюдательного совета, состоящего из представителей общественности города, смотрел все спектакли, знал ситуацию изнутри. В то время я работал на телевидении, руководил каналом. Но мне интересно было поработать в театре: и с творческой стороны, и с точки зрения менеджмента.
У вас преобладает питерская режиссура. Почему?
Армандо Диамантэ: Питерский уклон связан с тем, что шесть лет у нас был главным режиссером Денис Хуснияров. Я познакомился с ним в Петербурге, где он являлся главным режиссером Камерной сцены Театра на Васильевском. Мне очень понравился его спектакль "Одинокие" по пьесе Гауптмана, и я пригласил его к нам на постановку. Так у нас вышла "Кроличья нора" Линдси-Эбера. Этот спектакль, к слову, мы показали в Москве на сцене Центра имени Мейерхольда в рамках программы "Маска плюс".
Это было прорывное время для "Мастеровых". Потом Хуснияров стал худруком самарского ТЮЗа. Следующие два года нашим главрежем был Андрей Шляпин.
Сейчас у вас нет главного режиссера и худрука. Нет желающих работать в Набережных Челнах или вам удобнее, чтобы был директорский театр?
Армандо Диамантэ: Причина не в том, что нет желающих занять эту должность. В 2023 году мы расстались с Андреем Шляпиным, оставшись с ним в хороших отношениях. Каждый пошел своим путем. Поиск руководителя - процесс длительный. Мы присматриваемся к разным режиссерам. Нам нужен единомышленник.
Поделитесь секретами успешного театра.
Армандо Диамантэ: Успешный театр - это большая маркетинговая работа. Идет борьба за внимание зрителей, их досуг. Как человеку провести время вечером или в выходные дни? Пойти на хоккей или в театр? В Органный зал или в Дельфинарий? Может, остаться дома у телевизора? Нужно продвижение, нужна реклама. Тут и забота о зрителях. Например, после каждого спектакля наших зрителей бесплатно развозят по городу автобусы.
Наверное, вы обратили внимание, что у нас очень хорошая стоянка - для большого количества автомобилей. Освещенная. Дорожки расчищены от снега. Все должно быть безупречно. Сейчас идут сильные снегопады. Бухгалтерия принесла мне счет: за уборку снега в январе мы заплатили 800 тысяч рублей. По меркам нашего города сумма немаленькая.
Мелочей в нашем деле нет. Как встречают в театре зрителей, что им предлагают в антракте, все это важно. У нас живая музыка звучит в фойе, всегда что-то интересное происходит. Сейчас задумались о специальных фотозонах, надо это сделать.
В театре должно быть комфортно. Не только в зале во время спектакля, но и в гардеробе, и в фойе. Очень чистыми должны быть туалеты. А персонал - вежливым. Еще доступная среда для малоподвижных посетителей. И разные плюшечки вроде кулеров с водой и бесплатных автобусов. Выделяем бесплатные билеты для инвалидов и одного сопровождающего, также для них есть специальная ложа.
Театральный менеджмент у нас в стране отстает. Мы - за современный подход. Нам не все равно, успеет или нет зритель на спектакль, отстояв очередь в буфет или туалет... Никакого высокомерия. На любые замечания надо реагировать.
Как проходит формирование репертуара?
Армандо Диамантэ: Мы даем публике разнообразие. Есть зрительские спектакли, есть фестивальные. Малый зал выступает в качестве экспериментальной площадки: проводим читку пьес, тестируем, как реагируют на них люди, и принимаем решение, брать ли в работу постановку. "Мастеровые" - не театр одного режиссера. Приглашаем разных режиссеров.
Какую премьеру готовите?
Армандо Диамантэ: В марте выпускаем спектакль "Случайный визит" по пьесе Птушкиной "Пока она умирала". Дальше будут "Весы" Гришковца (под названием "Папаши"). В апреле - "Горка" Житковского.
В следующем сезоне пополним классический репертуар. В сентябре московский режиссер Кирилл Сбитнев выпустит "Капитанскую дочку" Пушкина. В процессе обсуждения еще несколько постановок. Возможно, вернемся к Гоголю: из афиши ушли спектакли "Женитьба", "Ревизор". Ищем комедии - лирические, трогательные, понятные простому зрителю, взывающие к добрым чувствам.
В январе в нашем театре прошла выездная творческая лаборатория современной драматургии Театра Наций. Шестеро молодых режиссеров из Москвы - магистранты мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ - ставили эскизы с актерами нашей труппы. Три эскиза нам и зрителям особенно понравились, и режиссеры были приглашены на постановку спектаклей.
Нас не останавливает то, что ребята еще очень молоды, не имеют опыта. В мире театра нужно постоянно пробовать, искать, ничего не надо бояться. Рано или поздно что-то выстрелит. Вот мы рисковали, пойдут ли зрители на "Гиперболоид инженера Гарина" по фантастическо-сатирическому роману Алексея Толстого, произведению непростому. А теперь видим, как любят этот спектакль.
Современный директор театра, какой он?
Армандо Диамантэ: Прежде всего продюсер. Должен понимать, зачем человек идет в театр, знать целевую аудиторию (для кого мы выпускаем спектакль) и приглашать на него именно тех зрителей.
Мы продавцы эмоций, и не надо этого стесняться. Человек хочет интересно провести досуг. Надо помнить, что основной зритель в театре - женщины. Поэтому при выборе пьес мы ориентируемся на женскую аудиторию.
Людей надо любить и уважать, с ними надо разговаривать. Мне нравится, что в театрах публика охотно идет на разговор, и я все время беседую с людьми в антракте, после спектакля. Зритель - главный человек в театре (не директор, не артист, не режиссер...). Отрицательные отклики мне очень интересны. Ну не может спектакль понравиться абсолютно всем.
Директора театра часто воспринимают как хозяйственника. У меня диплом с отличием психологического факультета, я понимаю особенности человеческого восприятия. Зрители разные, постановки любят разные, и мы ставим спектакли на всякий вкус: классические, сентиментальные, современные, авангардные, в жанре шоу... Единственный критерий - это должно быть профессионально. А зрителю надо выбрать свой спектакль - тот, который ему ближе.
Сколько площадок у вас теперь?
Армандо Диамантэ: Большой зал, Малый, Бэби-зал. Иногда показываем спектакли в репетиционном зале и на планшете сцены.
В 2022 году мы получили новое здание. Благодаря руководству страны, правительству Республики Татарстан, администрации города. До этого театр имел небольшое собственное здание, в котором раньше располагался Интерклуб. Нам повезло, что Владимир Владимирович Путин приезжал в Казань и встречался с общественностью республики. В то время в Набережных Челнах шла реконструкция Татарского драматического театра, и вот появилось поручение президента построить здание для Русского театра. В общей сложности театр обошелся в 2,2 миллиарда рублей. Построили его за 23 месяца. И уже второй сезон мы здесь работаем.
В 2025 году у театра юбилей - 50 лет. Уже думаете, что нового сделать для зрителей?
Армандо Диамантэ: Хотим, чтобы у "Мастеровых" появился собственный фестиваль. Поначалу - всероссийский, далее, возможно, он станет международным. Время покажет.