Нынешнему фестивалю не повезло с погодой - в крае разбушевалась метель, большинство дорог было перекрыто от греха подальше, из-за чего в Барнаул не смогли приехать театральные коллективы из Бийска, Белокурихи, Рубцовского, Усть-Калманского и Поспелихинского районов. А именно в резком расширении географии заключается первое отличие этого фестиваля от прошлогоднего. И здесь нет ничего удивительного. В регионе настоящий бум самодеятельных театров. "Открытый занавес" многих привлекает как раз своей открытостью - здесь нет жестких рамок по выбору пьес, жанров и способов воплощения режиссерских замыслов, чего не скажешь про изрядно зашоренный краевой "Театральный разъезд".
Второе отличие - в заметном росте качества постановок. Если в 2022-м часть спектаклей вызывала тайный грустный вздох, то сейчас просмотр практически всех работ заканчивался искренними аплодисментами, а то и овациями и зрителей, и членов жюри. Среди особенно успешных необходимо выделить две постановки. Новоалтайский театр-студия "Аз-Арт" (режиссеры - Елена и Наталья Рева) показал яркий, сочный, динамичный спектакль "Кошкин дом", в основе которого стихи С. Я. Маршака. В этой многолюдной постановке нашлось место и взрослым актерам, и дошкольникам - удивительно гармоничный получился ансамбль.
Вторым приятным откровением стал спектакль по рассказам А. П. Чехова "Из дневника одной девицы..." Режиссерские задумки Евгения Сокольских вдохновенно воплотила труппа театра-студии "Главные роли" при барнаульском ДК, в которой особенно хороши были "девицы". Получился стильный спектакль, наполненный неистощимым юмором раннего Чехова. Члены жюри нередко ловили себя на том, что смотрели на происходящее как обычные зрители, а не по долгу службы.
Нельзя не упомянуть такие интересные и разноплановые работы, как "Маугли" краевого театрального центра "Чудикидс", "Муха-Цокотуха" (театр-студия "Главные роли"), "Морожены песни", поставленные по сказкам Степана Писахова театральной студией "Окно" МБУ ДО "Центр развития творчества и спорта" и спектакль-пантомиму "Мышление" (театральная мастерская "Homo artisticus").
Третий достойный момент - возросший уровень организации фестиваля. Устроители учли прошлогодний опыт, в том числе по части наполнения зрительного зала. Теперь каждый спектакль имел как свою публику (родственников, друзей и знакомых артистов), так и тех, кто пришел поддержать других. Особенно трогательно было лицезреть в зале совсем юных артистов (вроде первоклассника Димы Бурцева, сыгравшего очень смешного Карабаса-Барабаса). Видели бы вы с каким пристрастием младшие следили за старшими коллегами!
Фестиваль, начавшийся в субботу в девять утра, завершился в девять вечера. Были фанфары, литавры, награды, смех и радость, а также разговоры о будущем - каким оно должно быть у фестиваля. Если суммировать все пожелания, замечания, эмоции и предложения, получается следующая картина.
Фестиваль-конкурс разрастается, проводить его надо уже два дня. Первый день - для детских коллективов, второй - для взрослых. Взрослых театров хватает и в Барнауле, и за его пределами, а вот площадок для их выступлений недостаточно. Не хватает общения, обмена опытом, возможности поучиться у мастеров сцены, подсмотреть что-то у коллег. Поэтому впредь было бы здорово организовывать мастер-классы (это касается и художественной речи - второго блока фестиваля "Открытый занавес", который проводился в тот же день).
Естественно, все эти "хотелки" участников и членов жюри доставят немало дополнительных хлопот организаторам, но иначе не будет столь необходимого дальнейшего развития. К тому же коллектив барнаульского ДК настолько профессиональный и амбициозный, что не возникает сомнений - новые задачи ему вполне по плечу.
А пока - занавес!