Что же можно сделать, чтобы заставить нерадивых хозяев точек общепита все-таки соблюдать права других людей, а не думать только о получении прибыли?
Кстати, сразу после публикации о кафе в бизнес-центре в "РГ" пришло коллективное обращение от жителей многоквартирного дома по 5-му Предпортовому проезду. Они жаловались на кафе на первом этаже их дома, не оснащенное должной системой вентиляции. Людей донимают и громкая музыка, крики персонала, шум от оборудования и грязь. Жители куда только не обращались: и в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, и в администрацию Московского района, и в УК. Но желаемого результата так и не добились. Теперь соответствующее письмо отправлено в прокуратуру.
- К сожалению, письмо в Роспотребнадзор не столь эффективно. Просто так, по одному обращению, санитарные врачи не имеют права "выйти в адрес" с проверкой. Тем не менее рекомендую все-таки такое письмо послать, чтобы жалоба жителей была официально зафиксирована, - говорит Всеволод Вишневецкий, председатель СПб ООП "Общественный контроль".
К слову: люди не всегда знают, что помещения, арендованные общепитом, являются общедомовой собственностью. Соответственно, на общедомовом собрании можно принять решение расторгнуть договор аренды или не продлевать его дальше. УК, с которой обычно и заключается договор аренды, обязана выполнить решение собственников дома. Вот если помещение выкуплено, то все сложнее: права, возможно, придется отстаивать уже в суде. И самое лучшее - чтобы обращение было именно коллективным.
- В правозащитной практике как-то забывают главное: положение Градостроительного кодекса, статью 55.24, где четко указано, что здание должно использоваться в соответствии с функциональным назначением и у каждого его помещения есть свое функциональное назначение. У нас кафе может появиться в любом помещении и если оно технически и юридически не приспособлено для таких целей, нарушения обязательно будут. Даже в новых домах. Если сотрудники Роспотребнадзора и выйдут в адрес, они будут проверять соблюдение санитарных норм для помещений общепита, а начинать проверку нужно с того, что такое помещение даже в эксплуатацию не вводили, - обрисовывает ситуацию Галина Белкова, член Общественного ЖКХ-совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга.
Эксперт советует горожанам отстаивать свои права и жаловаться не только в прокуратуру города, но и в Генеральную прокуратуру и администрацию Президента РФ - как раз с упором на нарушение указанного выше положения Градостроительного кодекса, чтобы бороться не с последствиями, а с первопричиной. В таком случае применяют не только ст. 14.4 КоАП РФ, в связи с выполнением работ и оказанием услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выполнения работ и оказания услуг, но также ст. 8.8 ч. 1 КоАП РФ по фактам выявленного несоответствия фактического использования целевому назначению помещения.
Необходимо решать проблему глобально, что не мешает продолжать жаловаться в Роспотребнадзор, администрацию района (в том числе по круглосуточному телефону горячей линии), на портал обращений "Наш Санкт-Петербург", Единый портал обращений.
Гульнара Борисова, президент Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений:
- Отстаивать свои права - нужно. Рекомендую написать заявления сразу в несколько инстанций - Роспотребнадзор, Государственную жилищную инспекцию, администрацию района, прокуратуру. Подскажу маленькие "фишки". В кафе на первом этаже дверь - бывшее окно. А это законно? Для того чтобы "прорубить дверь", нужно согласие 100 процентов собственников. Оно получено? Если нет - добивайтесь возвращения окна. Нет двери - нет и кафе. Еще "фишка": на доме висят блоки холодильного оборудования (а без холодильника кафе работать не будет). На законных основаниях повесили? Нет - добиваемся демонтажа. И учтите: холодильное оборудование не должно располагаться под жилыми комнатами. Под вашей спальней холодильник - бьемся за демонтаж. Мы смогли в своем доме таким образом закрыть даже не кебабную, а сетевой маркет, который не давал спать по ночам грохотом возимых тележек с товаром. Но это стоило времени, сил, помощи юристов.