По его словам, которые приводит ТАСС, идет спокойная, рутинная работа по поиску и локализации места утечки. Ситуация поиска осложнена установленным в переходной камере многочисленным оборудованием и малыми размерами трещин.
На борту станции есть все необходимое для устранения утечки оборудование. И это достаточно сложная аппаратура.
Ранее, как пишут СМИ, руководитель программы МКС NASA Джоэль Монтальбано на брифинге заявил, что на российском сегменте МКС наблюдается небольшая утечка воздуха в хвостовой части. Американец подтвердил, что ситуация не угрожает безопасности экипажа. В Роскосмосе журналистам также сообщили, что экипаж регулярно проводит работы по поиску и устранению возможных мест утечки, а данные с борта станции передаются для анализа специалистам в штатном режиме. Экипажу и станции ничего не угрожает.
Напомним, это далеко не первая история с утечками воздуха на МКС. Так, небольшая была зафиксирована в сентябре 2019 года. В октябре 2020-го экипаж обнаружил первую трещину в промежуточной камере модуля "Звезда" и в марте 2021 года заделал ее. А в декабре 2021-го "Роскосмос" сообщал, что космонавты обнаружили "возможное последнее место утечки воздуха в промежуточной камере модуля "Звезда".
Позже стало известно о наличии второй трещины, которую экипаж также заделал. Однако утечка не прекратилась, хотя и уменьшилась. Космонавты продолжили поиск проблемных мест и их герметизацию. При этом, как отмечали специалисты, темпы утечки воздуха были в тысячи раз меньше критических: давление воздуха на МКС из-за утечки падало на 0,4 мм в сутки. Минимальная аварийная разгерметизация начинается с 0,5-1 мм рт. ст. падения за минуту.
Экипаж решил проблему с помощью ремонтно-восстановительного комплекта. Кроме того, на станцию был доставлен мощный микроскоп.
Между тем, 15 декабря 2022 года в пристыкованном к МКС "Союзе МС-22" из-за пробоя радиатора произошла разгерметизация наружного контура системы терморегулирования корабля. А 11 февраля такая же авария произошла на грузовом корабле "Прогресс МС-21". Результатом обеих нештатных ситуаций стала утечка теплоносителя: охлаждающая жидкость испарилась и нарушился режим терморегулирования. Как установлено, в обоих случаях причина поломки - внешнее воздействие. А проще говоря, врезался микрометеороид.
Тогда, по решению госкомиссии, аварийный пилотируемый корабль прилетел на Землю без людей, только с грузом. А чтобы вернуть с орбиты его экипаж - двух россиян и американца, послали другой -"Союз МС-23" в беспилотном режиме.
Состояние российского и американского сегментов Международной космической станции, строительство которой на орбите началось еще в 1998 году, постоянно анализируется российскими специалистами.
Однако МКС стареет: ресурс первых модулей уже превышен более чем в полтора раза. Как считают эксперты, при бережном отношении к станции назначенные сроки службы можно было бы продлевать ежегодно. По словам генерального конструктора по пилотируемым программам, дважды Героя Советского Союза академика Владимира Соловьева, наши специалисты по сути дела дали гарантию безаварийной работы российского сегмента станции с ежегодным подтверждением до 2028 года.
Тем не менее факт остается фактом: примерно половину рабочего времени космонавты тратят сегодня на ремонт аппаратуры и поддержание звездного "хозяйства".
Год назад в РКК "Энергия" состоялся Совет главных конструкторов, который рекомендовал продлить срок эксплуатации российского сегмента Международной космической станции до 2028 года. Прежде речь шла о продлении работы до 2024 года включительно. Специалисты обсудили техническое состояние российского сегмента станции, мероприятия по продлению срока его эксплуатации, вопросы медицинского обеспечения и расширения программы научно-прикладных исследований.
О техническом состоянии говорили особо. Так, в июле 2021 года Совет главных конструкторов установил, что порядка 80% бортовых систем находится за ресурсом, и что есть довольно много вопросов к работоспособности систем ориентации и энергопитания.
Комментируя решение о продлении срока эксплуатации российского сегмента МКС академик Владимир Соловьев отметил, что последние два года российским сегментом МКС занимались очень серьезно, провели большое количество ремонтных работ и работ по дооснащению. Было придумано много разных методов продолжения полета российского сегмента МКС и увеличения срока службы бортовых систем.
Все лучшее из накопленного космического опыта вберет в себя новая Российская орбитальная станция. Как подчеркивают российские специалисты, важно обеспечить непрерывность пилотируемой программы.