- Цифровые следы делятся на две категории. Активные - это то, что мы делаем сами. Глупости, которые совершаем, сами того не подозревая: кого-то лайкаем, что-то комментируем, выкладываем фотографии, делаем публикации, - говорит директор по развитию направления "Кибербезопасность населения" компании "Солар" Олег Седов. - Но есть еще пассивные цифровые следы. Это то, что компьютерные системы записывают автоматически.
Они, например, фиксируют IP-адреса, с которых мы заходим в интернет, посещение сайтов, просмотры страниц. Отслеживаются все данные геолокации и прочее, прочее, прочее.
Такая слежка никому не нравится, потому что непонятно, кто за нами следит и зачем. По словам эксперта, этим занимаются не гаджеты, а установленные в них приложения с картами, навигацией, геолокацией. Например, сервисы такси или доставки еды.
- Да, гаджет можно выключить и даже вытащить из него аккумулятор и сим-карту. Но слежка все равно продолжится, потому что есть минимальное электропитание в смартфоне, которое поддерживает системные часы, - уточняет Олег Седов.
За перемещениями пользователей, кроме видеокамер, помогают следить стационарные wi-fi роутеры. Мимо обычного кафе, где установлено это устройство, проходят сотни, тысячи людей, которые через него обмениваются своими координатами. По адресу заведения легко вычисляется, где находился тот или иной человек. И сделать с этим ничего нельзя.
- Остаться невидимым сегодня можно только в пустыне или в тайге, там, где нет никакой связи, даже спутниковой, - смеется эксперт.
Данные о действиях пользователя в сети, которые он не может фиксировать и ликвидировать самостоятельно, образуют цифровую тень. Представить кого-то без нее сегодня сложно. Значит, об индивиде нет никакой информации в интернете. Человек без цифровой тени очень странный.
- На формирование тени, ее оттенок, размер, характер влияют следы, которые мы оставляем, то есть наши поступки. По британской статистике, большинство молодых людей проверяют интернет-профиль визави перед тем, как отправиться на первое свидание. Почти половина с подозрением относится к тем, о ком мало информации. А те, кому это безразлично, скорее всего, врут. Эйчары обязательно лезут в интернет, чтобы посмотреть, совпадает ли рассказ претендента на вакансию с его цифровой тенью. Цифровой профиль - это пропуск в мир, который вдруг стал маленьким, потому что все друг о друге знают, - объясняет Олег Седов.
Данные, составляющие цифровую тень, хранят большие корпорации типа Google, онлайновые торговые площадки, интернет-провайдеры, хостинг-компании и много кто еще. Полностью убрать информацию о себе не получится. А нужно ли?
Эксперт напомнил об истории получившей название "Эффект Стрейзанд". Особняк Барбры Стрейзанд случайно попал на фотографии, сделанные с вертолета для риэлторского агентства, готовившего участки под недвижимость на продажу. Артистка подняла скандал, потому что без ее согласия особняк выставили на всеобщее обозрение. Никто бы и не знал, что дом и участок принадлежат ей. Никто этой фотографией не интересовался, пока история не попала в СМИ и не начались разбирательства в суде. Поэтому чем меньше внимания вы привлекаете к себе, тем компактнее ваша цифровая тень.
- Человек сам управляет интернет-активностью, а значит, осознанно может формировать свой цифровой образ, - говорит Олег Седов.
Он напомнил, что в браузерах есть режим инкогнито, который позволяет при выходе не оставлять следов. Особенно это важно, если компьютер чужой. Однако логи - записи действий каждого пользователя - все равно останутся у провайдера и системного администратора.
В некоторых случаях можно воспользоваться правом на забвение, которое, как ни странно, реально существует. Когда его ввели, на Google, например, обрушилось безумное количество запросов. В обращении в конкретный ресурс нужно указать, что именно вы хотите удалить, откуда и почему. Чем больше аргументов, тем больше шансов на успех. Число попыток не ограничено. Но не так все однозначно…
- Похоже, право на забвение ввели люди, которые не знают, как работает интернет. Конкретные ресурсы удалят информацию о вас. Но ведь есть еще первый слой Даркнета (темной зоны интернета) и его дно. Оттуда ничего не удаляется, - подчеркнул эксперт. - Поэтому подвергнутое по суду процедуре забвения неудачное фото знаменитости легко находится по запросу в поисковике.
По словам Олега Седова, можно попробовать "замести следы" самостоятельно. Крайне важно разобраться со своими аккаунтами в соцсетях и закрыть все ненужные сегодня.
- По самым разным соображениям и причинам люди их просто бросили и забыли. Это значит, любой аккаунт, который долгое время оставался без внимания, рано или поздно будет взломан, потому что пароль не обновлялся. Вы думаете, что наши котики, собачки, цветочки в соцсетях никому не нужны? Сейчас любая уязвимость будет использована. Монетизируются все, в том числе аккаунты. Сначала начнется шантаж с целью выкупа, потом от вашего имени мошенники начнут рассылать странные просьбы вашим друзьям, - напоминает эксперт.
Если криминальная схема не сработает, то аккаунты просто выставят на продажу. Злоумышленников интересуют такие давно существующие аккаунты в соцсетях, потому что ими можно воспользоваться в своих целях, изменив имя владельца, пол и остальные личные данные, включая фото и видео. И не каждый специалист сможет это распознать.
- Мы уже не вспомним, на каких сайтах когда-то регистрировались. Многие из этих сервисов уже не существуют. Их кому-то перепродали вместе с клиентской базой либо бросили, потому что бизнес закрылся. Эти данные никто не защищает. Они могут быть использованы против нас. Нужно эти сервисы найти. Например, воспользоваться услугами deseat.me, чтобы узнать, на каких сайтах вы регистрировались, используя почту gmail, - советует Олег Седов.
Старайтесь ничего не удалять в социальных сетях, особенно фотографии, потому что эта информация остается невесть где. В любой соцсети есть режим архивации. Воспользуйтесь им и уберите ненужную сегодня информацию в архив на пять-семь лет. Тогда вы сможете проконтролировать ее судьбу.