29.02.2024 10:20
    Поделиться

    Кузбасс и Донбасс совместно развивают горно-шахтное машиностроение

    Кузбасские машиностроители впервые поставили в Донецкую Народную Республику дизелевоз ZIM-120. Он будет работать на шахте "Комсомолец Донбасса" в городе Кировском.
    На Ясиноватском машиностроительном заводе выпускают проходческие комбайны. Теперь это будет совместный проект с Кузбассом
    На Ясиноватском машиностроительном заводе выпускают проходческие комбайны. Теперь это будет совместный проект с Кузбассом / Сергей Аверин/ РИА Новости

    Подвесной дизель-гидравлический тягач, грузоподъемные балки и заправочную станцию изготовили под конкретные технические задачи на новокузнецком заводе инновационного машиностроения. Тягач почти полностью импортонезависимый - на 98 процентов состоит из отечественных узлов и комплектующих, включая разработанную новокузнецкими инженерами электронную систему управления, позволяющую следить за работой оборудования даже дистанционно.

    Агрегат испытали в разных шахтах Кузбасса, опасных по содержанию газа и пыли, обводненных, с угольными пластами крутого падения. Как уточнили в региональном минпромторге, сертифицированная техника, решая задачи по перевозке многотонных грузов и людей, выполняя маневровые работы в забое, существенно облегчит труд горняков и повысит его производительность.

    А сибиряки тем временем собираются наращивать выпуск горно-шахтного оборудования (ГШО) из санкционного списка ЕЭС, постепенно выходя на полную загрузку. И, конечно же, продолжать взаимодействие с угольными предприятиями Донбасса. Тем более что Кузбасс и ДНР недавно в рамках выставки-форума "Россия" на ВДНХ заключили соглашение о сотрудничестве. В частности, договорились расширять торгово-экономические отношения, налаживать и укреплять деловые связи между субъектами малого и среднего бизнеса, вести инвестиционную и инновационную деятельность, вместе разрабатывать, осваивать и развивать наукоемкие производства и технологии.

    - У Кузбасса с Донбассом историческая связь. В Великую Отечественную войну в Сибирь эвакуировали заводы и фабрики из Донбасса. А после войны кузбассовцы помогли донбассовцам восстановить 314 шахт, разрушенных фашистами. Сейчас, когда страна борется против неонацизма, наша задача - вместе возрождать Донбасс, - подчеркнул губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению "Энергетика".

    Развитие угольной промышленности ДНР и ЛНР, содействие этому развитию и налаживание прямых связей между предприятиями стало главной темой недавнего заседания госкомиссии. И сотрудничество в сфере разработки и производства ГШО уже началось. Летом прошлого года машиностроители ДНР впервые приняли участие в международной выставке "Уголь России и майнинг". А в конце 2023-го в реестр минпромторга РФ вошел первый в России межрегиональный промышленный кластер - с предприятиями по выпуску ГШО в Кузбассе и ДНР, а также в Томской области.

    Это стало возможным после принятия обновленного федерального закона о промышленной политике, который упрощает вплоть до 2028 года процедуры создания промышленных парков и кластеров, получение мер господдержки новыми территориями РФ. Благодаря этому закону и слаженной работе резидентов промышленного технопарка в Кемерове уже удалось приступить к реализации совместных проектов. Так, на шахту имени С. Д. Тихова в Ленинске-Кузнецком поставили первый импортонезависимый проходческий комбайн, изготовленный при участии специалистов Ясиноватского машиностроительного завода.

    Прямая речь

    Ирина Ганиева, директор научно-образовательного центра "Кузбасс-Донбасс":

    - В конце 2023 года мы включили в периметр НОЦ вузы, научные институты и индустриальные компании ДНР и ЛНР, где сохранились необходимые Кузбассу компетенции. Например, донецкий НИИ регионального значения "Донуглемаш" - проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт - многие десятилетиями занимается разработкой машин и оборудования для добычи твердых полезных ископаемых. Но с 2014 года он не получал должной финансовой поддержки из регионального бюджета на исследования, хоть и продолжал их вести. Конструкторы и специалисты НИИ готовы предложить кузбасским и российским машиностроителям свою интеллектуальную собственность в виде конструкторской документации, компетенций для изготовления вполне конкурентоспособной техники. В том числе очистных проходческих комбайнов. А технологии, которые мы развиваем в Кузбассе, будут востребованы при развитии угольной промышленности ДНР и ЛНР.

    Поделиться