Поделиться

В Калининградской области модернизируют систему электронной очереди на границе

В самом западном регионе страны обновляют электронную очередь на пункте пропуска Чернышевское. Эксперимент запустили еще в сентябре 2023-го, однако к концу года стало понятно, что система не справляется с грузопотоком, из-за чего перевозчики простаивали у шлагбаума больше недели. Власти приняли решение кардинально изменить систему бронирования, у бизнеса - свои предложения.
В очереди могут стоять до 70 грузовиков.
В очереди могут стоять до 70 грузовиков. / Виталий Невар / ТАСС

Сегодня МАПП Чернышевское на росийско-литовской границе является главной транзитной артерией Калининградской области, через которую проходит подавляющее большинство грузовиков. Ежедневно через пункт пропуска, по данным областной таможни, проходит больше 50 грузовых фур. С учетом санкций и нерасторопности литовских пограничников такой поток приводил к серьезной пробке на границе. В худшие дни она могла достигать 500 автомобилей.

Отдельного закона, регулирующего стоянку и очередность проезда транспорта, не было. Поэтому федеральное правительство приняло решение о переходе на электронный формат бронирования мест для прохождения государственной границы.

Предполагалось, что система не только сократит время проезда, но и снизит нагрузку на пограничников. Однако что-то пошло не так. За один час границу по электронной очереди проходят от силы восемь автомобилей. Учитывая, что в Чернышевском зачастую скапливаются сотни машин, нетрудно посчитать, сколько времени может занимать проезд. По свежим данным Росгранстроя, отставание от зарезервированного по электронной очереди времени составляет 208 часов.

Основные проблемы связаны, конечно, с работой на литовской стороне. Доходит до того, что за четыре часа литовцы принимают лишь одну машину.

- Из-за такой неритмичной работы и низкой пропускной способности растет отставание от зарезервированного времени в электронной очереди. Число желающих пересечь российско-литовскую границу превышает существующие мощности пункта пропуска, - прокомментировали ситуацию в Росгранстрое. - Кроме того, соседняя республика сократила пропуск автомобилей в 2,5 раза. Из-за этого пришлось уменьшить число слотов для бронирования через систему электронной очереди на российской стороне - до 36 в сутки.

В ведомстве добавили, что сдвигать ее вручную будут администраторы. Зарегистрироваться на терминале самообслуживания пока тоже невозможно. Однако проблемы с малой вместимостью пункта пропуска это не решит. Как бы пессимистично это ни звучало, но отставание продолжит расти. Поэтому водителей попросили приезжать на точку контроля электронной очереди не ранее чем за три часа.

- Давайте посчитаем. Нам выдают по 36 талонов в сутки. Однако желающих их получить - больше 500 человек. Ждать уже придется больше десяти дней. Забавно, что мне приходится ехать за талоном в Чернышевское из Советска. Наш пункт пропуска не работает, сейчас единственным вариантом для грузоперевозчиков остаются рейсы через литовский Кибартай, - отметил дальнобойщик Арсений Федоров. - Попросить кого-то взять бронь сразу на всех водителей из одной компании невозможно. Важно личное присутствие с техталонами. Много проблем накопилось. Иногда проще сделать крюк и заехать в Литву через ту же Польшу или Латвию, чем напрямую через Чернышевское - Кибартай.

Электронная очередь, по мнению бизнеса, нуждается в срочной корректировке. Для начала предприниматели предложили отменить удаленное бронирование и разрешить регистрацию только на границе при предоставлении всех необходимых документов.

Важно доработать и функционал личного кабинета. Сегодня логистические компании не могут видеть там всех зарегистрированных участников и общее количество грузовиков. Из-за этого невозможно даже прикинуть примерное время ожидания. Все эти недоработки приводят к тому, что фуры простаивают сутками на границе, товары портятся, компании несут убытки.

Записаться онлайн на прохождение границы можно как за сутки, так и за 15 дней

- Когда появится возможность видеть все процессы прохождения электронной очереди в онлайн-режиме, часть водителей смогут остаться дома. Кроме того, перед глазами всегда будет полная информация о текущем положении дел на границе. Это позволит безболезненно продлить таможенный транзит, - подчеркнула руководитель калининградской логистической компании Светлана Паншина. - Ведь все происходит в режиме реального времени. Если Литва не принимает автомобили, то сама по себе электронная очередь никуда не денется. Фурам приходится загружаться, проходить таможню и выезжать на границу уже без онлайн-брони. Из-за накопившихся проблем появилась еще одна очередь - живая.

Власти Калининградской области к пожеланиям бизнеса прислушались и нашли выход из положения. Совместно с Минтрансом России, Росгранстроем, таможней и погранслужбой правительство региона решило углубить систему бронирования. При сохранении лимитов на талоны это позволит предпринимателям просчитать время ожидания.

Нововведение уже заработало. Теперь записаться онлайн на прохождение границы можно не только на текущие сутки, но и на последующие 15 дней.

Кстати

В правительстве Калининградской области оценили ущерб от ограничений сухопутного транзита через Литву. По итогам прошлого года он составил почти два миллиарда рублей.