"РГ" изучила репортаж и взяла комментарии у его участника - епископа Луховицкого Евфимия.
Владыка, ролик был снят в Севастополе, куда Миссионерский отдел Московской патриархии привез копию Годеновского креста. Не страшно было с крестным ходом да по новым территориям и Крыму?
Епископ Евфимий: Наш Общероссийский крестный ход побывал с точной копией Годеновского креста в 29 городах России и Белоруссии: с севера на юг - от Мурманска до Симферополя, и с запада на восток, захватив два города братьев-белорусов - от Бреста до Владивостока. И нам было принципиально важно провезти святыню по Донецкой и Луганской республикам, Запорожской области, Крыму. Наши друзья из ДНР подбирали наиболее безопасные маршруты, но тут дело такое: ищи, не ищи, а прилететь может там, где не ждали. Всякое бывало: дроны над головой летали и разрывы вражеских снарядов слышали. Но Бог миловал: война была рядом, но нас не задела. В Белгороде, например, в день нашего приезда должен был состояться крестный ход в память о святителе Иоасафе Белгородском, при этом шла информация о возможных эксцессах. Стали думать, как правильней поступить, молились. И накануне праздника митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал: принято решение крестный ход все-таки проводить. Чтобы показать: мы ничего не боимся, нас не запугать, мы с нашими православными святынями, а наши святые с нами. И, представьте, на крестный ход в Белгороде пришло 30 тыс. человек. Все прошло спокойно, в этом, безусловно, заслуга наших военных. Мы молились за них, а они защищали нас. Во многих местах верующие замечали: крест привезли, и все стихало.
Но на видео мощно громыхнуло!
Епископ Евфимий: Все три дня, что мы провели в Севастополе, прошли на фоне сирен воздушной тревоги. С нами в связи с этим произошел забавный эпизод: мы ведь приехали из мирной Москвы, для нас воздушные налеты были непривычны, поэтому мы даже не сразу поняли, в чем дело. Первый день в новом городе всегда напряженный, и вот приехали мы с Годеновским крестом в Севастополь, установили святыню в Покровском соборе, с утра богослужение, потом молебен, затем миссионерские мероприятия, встречи, лекции. К концу дня приходим уставшие в гостиницу, а она у самого моря, погода отличная, бархатный сезон, вот мы и решили пойти искупаться. Спускаюсь я из номера и слышу в фойе разговор двух мальчишек: что-то про бомбоубежище, что туда надо всем идти. И я, если честно, даже не придал услышанному никакого значения: думаю, видимо, дети играют. И мы все, духовенство, волонтеры, преспокойно пошли на море, купались там где-то с час. А когда вернулись, выяснилось: в Севастополе был обстрел.
Судя по видео, когда рвануло прямо над храмом, никто тоже не оробел.
Епископ Евфимий: Все произошло обыденно: был праздник Воздвижения Креста Господня, выхожу я после службы из Покровского собора, журналисты меня обступили, начал отвечать на вопросы, и тут как громыхнет. Совсем рядом. Если честно, я даже не понял, что произошло: смотрю, бабушки, как ни в чем не бывало заходят в храм, чтобы приложиться к кресту, оператор снимает, репортеры вокруг толпятся с микрофонами - все продолжают делать свои дела.
Есть символика в том, что один из самых почитаемых чудотворных крестов православия - Годеновский крест, пусть и в виде точной освященной копии, крестным ходом прибывает в город-герой Севастополь в дни великого христианского праздника в честь Креста Господня.
Епископ Евфимий: Ни у кого из верующих никаких смущений, связанных с тем, что это точная копия, не было. Ведь понятно, что сам Годеновский крест - святыню, которой более 600 лет, - подвергать риску нельзя. И мы благодарны настоятельнице Свято-Никольского монастыря села Годеново Ярославской области, где находится Годеновский крест, матушке Евстолии и епископу Переславскому и Угличскому Феоктисту за то, что они поддержали нашу идею осенить крестом Россию. А когда точная освященная копия святыни у нас уже была, когда мы разработали маршрут, мы обратились к святейшему патриарху. И патриарх Кирилл задал только один вопрос: "А вы справитесь?" У его святейшества не было никаких сомнений в концепции, но уж слишком масштабный проект мы задумали.
И вы попросили помощи?
Епископ Евфимий: Нет, мы попросили молитв и благословения. Годеновский крест - уникальная святыня. Задумайтесь, как резное расписанное изображение Распятия Иисуса Христа в человеческий рост могло оказаться в 1463 году там, где его обрели - на Сахотском болоте? Причем сегодня доказано, что реликвия была создана византийскими мастерами в XII или даже в X веке. Рационального объяснения такому чуду нет, но тут важно вот что. Летопись рассказывает: крест появился "от греческой стороны" за тридцать лет до падения Константинополя, Византии - оплота православия в те времена. Просматривается такая логика: Византия готова пасть, и крест - величайшая святыня христианства - оказывается в том месте, которому теперь предстоит стать оплотом православия.
Дотошные зрители обратили внимание как раз на то, что именно на этих словах раздается страшный грохот разрывов - как будто врагу не нравится то, что вы произнесли.
Епископ Евфимий: Думаю, тут уместно вспомнить слова святейшего патриарха о том, что "Россия сегодня стала и оплотом православия, и последним оплотом, удерживающим мир от "тотального господства зла". Но, знаете, если уж вам как журналисту нужна какая-то мистика или история про чудо, то скажу честно: мы, организаторы, как Божье чудо воспринимали тот факт, что за два месяца нашего крестного хода у нас не случилось ни одной накладки, ни одного сбоя в маршруте. А ведь огромные расстояния были, а если еще по сибирским да дальневосточным дорогам?
А что за транспорт вез святыню? Сколько километров накрутил счетчик?
Епископ Евфимий: Мы не стали в такое время отвлекать на себя какие-то особые ресурсы. У нас в Высоко-Петровском монастыре есть микроавтобус Fiat, мы докупили к нему прицеп для креста - и вперед! 32 тыс. км наш автобус с крестом прошел. Опасались, конечно, что где-нибудь на перегоне между Читой и Благовещенском или в степи что-то полетит и это нас задержит, а ведь люди ждут крест. Но вот тут, действительно, случилось чудо. В конце маршрута, было дело, полетел ремень генератора, но произошло это всего за 30 км до Владивостока, и мы до Спасо-Преображенского собора дотянули на аккумуляторе.
Успели в срок, крест установили, а уж потом отправились ремонтироваться. Хотя Господь, как всегда, через людей действовал - у нас было два отличных водителя: дальнобойщик раб Божий Сергей Афанасьевич и насельник нашего Высоко-Петровского монастыря отец Власий - тоже опытный человек. А всего в команде было шестеро: два водителя, журналист с оператором с телеканала "Спас" да два волонтера. Но нас так ждали, так встречали, такая солидарность была между людьми разных городов! И символично, что крестный ход мы завершили в День народного единства во Владивостоке.
Потому что Годеновский крест связал людей страны в единое целое?
Епископ Евфимий: Не только. Вы вспомните, когда мы осеняем себя крестом, рука идет сверху вниз, и мы своим крестным ходом так шли: с севера на юг. Потом справа налево, и крестный ход двигался с запада на восток, и закончили во Владивостоке. Все логично выстроилось. А сегодня наш Годеновский крест, перед которым в 29 городах помолились около 300 тыс. человек, можно увидеть в Москве в храме Святителя Николая в Новой Слободе, что на Долгоруковской.