Небольшую документальную ленту "Там, где открывается небо" выпустил в 2018 году немецкий режиссер Тобиас Криле. Он снимал 93-летнюю Эстер на Кубе, где женщина выступала с рэп-группой Microphone Mafia. Коллектив, основанный в Кельне мигрантами, исполнял песни на турецком, английском, немецком и итальянском языках, обработки еврейского фольклора, знаменитую Bella Ciao. Звучали антифашистские и довольно жесткие по содержанию тексты. Для музыкантов это был способ привлечь внимание к проблемам "нетитульных" наций, для Эстер - еще и еще раз утвердить гуманистические идеи.
Как и многие люди, прошедшие через нацистские концлагеря, Бежарано видела в Острове свободы воплощение мечты о всеобщем равенстве и мире без дискриминации по какому бы то ни было признаку. Она с восторгом и любопытством объехала несколько кубинских городов: давала концерты и интервью (одно из них - молодому журналисту с ДЦП), рассказывала о том, как ей удалось выжить в заключении. Познакомилась с местной еврейской общиной, куда входили потомки людей, бежавших из Третьего рейха. Посетила кладбище, где были захоронены... куски мыла, сваренного из жира "недолюдей".
Это были последние гастроли Эстер. Она умерла летом 2021 года, не дожив немного до своего 97-летия.
- Сам фильм нам прислали из музея Равенсбрюк еще при жизни Эстер Бежарано, и мы планировали показать его в Москве при участии режиссера. Были переведены на русский язык титры, куплены билеты. Но началась пандемия, и проект не состоялся. Теперь удалось провести презентацию для студентов и преподавателей Воронежского института высоких технологий. В качестве приглашенного эксперта выступил представитель МИД в Воронеже Алексей Некрасов, который девять лет работал на Кубе и смог подробнее рассказать о современной жизни этой страны, которая так вдохновляла бывших узников, - рассказала руководитель Научно-образовательного центра устной истории, кандидат исторических наук Наталья Тимофеева.
Эстер Бежарано (в девичестве Леви) - одна из самых известных выживших узниц. Дочка кантора, она была арестована нацистами в 1941 году и попала в концлагерь Аушвиц (в России более известен как Освенцим, по названию соседнего польского города). Будучи пианисткой, смогла записаться в оркестр - соврала, что умеет играть на аккордеоне. Музыкой полагалось встречать изможденных людей, возвращавшихся с принудительных работ. Благодаря оркестру Эстер и уцелела. Потом ее перевели в Равенсбрюк. При приближении советских войск заключенных погнали в другое место, во время этого "марша смерти" девушка сбежала. После Второй мировой она основала и возглавила Германский комитет Аушвица, чтобы не дать забыть о злодеяниях нацизма и не позволить им повториться. По ее призыву в ФРГ развернулась общественная кампания за то, чтобы 8 мая, день вступления в силу акта о капитуляции гитлеровских войск (по центральноевропейскому времени), стал нерабочим, праздничным - Днем освобождения. В 1980-е она начала выступать с концертами, на которых затрагивала антифашистские темы.