01.03.2024 13:54
Поделиться

Никита Михалков представил самарцам свой культовый спектакль

Действо зритель видит через сетку-экран, отделяющую зал от сцены.
Действо зритель видит через сетку-экран, отделяющую зал от сцены. / Александр Крылов

Единственный показ в городе нашумевшего спектакля маэстро "12", а потому аншлаг до верхнего яруса самарского театра оперы и балета стал своего рода продолжением участия режиссера в международном фестивале Шостаковича, проходившем в Самаре. Прошлой осенью Никита Сергеевич пообещал волжанам эту встречу и слово сдержал. Спектакль оказался большим, но не затянутым, шумным, но не пустословным (умиротворение среди криков дарит прекрасная музыка Эдуарда Артемьева) и, конечно, кинематографичным.

Актеры отделены от зала не просто "светом рампы", а сетчатым экраном, на котором по ходу спектакля демонстрируются наиболее яркие кадры из одноименного фильма. Есть на сцене и камера, которая снимает отдельные моменты, передавая их на два больших экрана. Кстати, очень помогает зрителям дальше 10 ряда: спектакль, по сути, довольно камерный, в нем нужно видеть лица и детали, а большой зал не всегда это позволяет.

На экранах же, как на спортивных состязаниях, появляется счет голосов, правда, на кону забега судьба человека - чеченского юноши, обвиняемого в убийстве отчима, русского офицера. Вот 12 присяжным и предстоит решить его судьбу - виновен или нет. Чтобы ответить на этот вопрос, а решение должно быть принято единогласно, совершенно разным по характеру, статусу и судьбе людям пришлось выдержать марафон почти в сутки (на сцене он уместился в 3,5 часа). Самому же Михалкову на это понадобилось более полувека.

Сыгравший в спектакле роль одного из присяжных народный артист России Николай Бурляев (именно его герой зародил тихое сомнение в "приговоре") рассказал, что "12" Михалков ставил еще в Щукинском училище. Правда, тогда это была еще не пьеса авторства самого маэстро и братьев Пресняковых, а классическая версия Р. Роуза "12 разгневанных мужчин". Но так или иначе, а старт размышлениям был дан, впрочем, не только человек, но и время открывает в искусстве потайные дверцы, если, конечно, "дом" добротный.

12 присяжных - 12 историй, рассказанных по ходу спектакля, да таких, что дух захватывает от ужаса, гнева, сострадания - представляют собой срез нашего общества - гневливого, ужасного, не всегда сострадательного. Но коль эти люди задаются вопросом, как помочь совершенно постороннему безродному и плохо говорящему на их языке человеку, да еще и обвиняемому в убийстве, ситуация и общество не кажутся такими уж безнадежными.

Фото: Александр Крылов

Действие происходит в спортзале школы (суд закрыт на ремонт), по потолку которого проходит труба отопления, подвешенная тут со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями. Но, как посмеиваются присяжные, "больше полувека ей и еще столько же простоит". И вот в таком антураже истории они и принимают решение - как не выбросить жизнь человека в трубу...

В первом отделении герой Михалкова все время сидит к зрителям спиной. Во втором - большой стол присяжных заседателей развернут по-другому, и Михалков - уже лицом к зрительному залу. Ведь присяжному номер 8 и предстоит не просто принять самое верное, последнее, решение, найти точные слова, а главное - взять на себя ответственность не просто за мальчишку, но за всех, кто выносит непростой приговор. Апофеозом "не вины" стала зажигательная лезгинка в исполнении детского ансамбля "АМЦАБЗ".

В звездной команде спектакля самарские зрители с особым вниманием наблюдали за работой Григория Перадзе (отец - известный грузинский артист Гия Перадзе. - Прим. ред.), который до поступления в Центр театра и кино под руководством Михалкова почти десятилетие служил в Самарской драме им. М. Горького. Земляк не подвел, а по тому, как активно он общался с журналистами, стало ясно, что энергии его хватит, чтобы выдержать любой театральный "марафон". "Передозировка эмоций и чувств от того, что вновь попал в Самару. А работать с таким мэтром, как Никита Сергеевич, - это подарок. Он легкий и свободный партнер, который тебя слышит, и режиссер, который в каждом спектакле открывает новые грани в актерах. Я же пришел к нему с десятилетним стажем работы в театре им. Горького, и меня мастер сразу осадил, имея инструменты для этого. Но я человек легкий, общаюсь с юмором и лучшего партнера для общения в жизни и работы на сцене, чем мастер, не могу себе представить", - рассказал актер.