Ремонтная база батальона "Оскол" похожа на растревоженный муравейник. На первый взгляд кажется, что люди передвигаются по территории ремонтной базы как-то хаотично. Кто-то несется с инструментом, несколько казаков собрались у неисправной техники, пару человек несут непонятный простому обывателю прибор. Однако, присмотревшись и задав уточняющие вопросы сопровождающим, начинаешь понимать, что все здесь подчинено строгому регламенту. Все работают для одной цели - как можно быстрее ввести в строй неисправную технику.
На ремонтной базе "Оскола" несколько ангаров и цехов, где ремонтируют практически все. В одном из помещений снуют автомеханики, здесь восстанавливают поврежденный грузовой транспорт. Рассказывают, что полностью разобрать и собрать грузовой автомобиль могут буквально за один-два дня, были бы в наличии необходимые детали.
В батальон доставляется неисправное вооружение и пригоняется неисправная техника со всех бригад штурмового добровольческого корпуса, в состав которого входит "Оскол".
"Неисправную технику, как правило, сопровождает водитель, который находится у нас до конца ремонта. Он смотрит за процессом восстановления и, если необходимо, помогает чинить свой транспорт. Здесь могут восстановить все, от багги, на котором ездят разведчики, до танка", - рассказывает один из руководителей батальона с позывным Москвич.
В подтверждение этих слов во дворе заводится самоходная артиллерийская установка "Гвоздика". Механик-водитель дает несколько кругов по двору, а затем загоняет ее в ангар.
"Масло с нее текло в три ручья, по ходовой части были проблемы, мы ее за два дня довели до ума, сейчас, как новая. Проблем конечно хватает, решаем их по-разному. Наши помощники - это смекалка и руки", - говорит старший слесарь с позывным Бармалей.
Ребята рассказывают, что технику приходится чинить не только в ангарах, но и на передовой. В случае необходимости специалисты выезжают на линию боевого соприкосновения. Там, как правило, под обстрелами, используя инструмент, который есть под рукой, ребята восстанавливают бронетехнику.
"Наша техника ремонтопригодная, ее можно и в поле восстановить, был бы навык. К обстрелам привыкаешь. Начали насыпать - ты в укрытие, затишье - ты бегом к машине и давай гайки крутить", - рассказывает Бармалей.
Мастера рембата с большим опытом. Они могут на слух и на ощупь без специального оборудования установить причину неисправности машины, а затем, используя только подручные средства, починить ее.
"Опыт приходит со временем. Этим нужно постоянно заниматься, тогда уже начнешь понимать, где и что сломалось. Наших мастеров на гражданке готовы с руками оторвать. Но мы здесь. Как бы это громко не звучало, пришли в батальон по зову сердца. Будем здесь до победы", - говорит Бармалей.
Отдельная каста батальона "Оскол" - бойцы технической разведки. Работают на линии боевого соприкосновения и на нейтральной или, как ее еще называют, серой зоне вместе с войсковыми разведчиками. Основная задача технической разведки обнаружить и вытянуть с поля боя неисправную технику.
"Приходят сообщения, что в таком-то квадрате находится подбитый БТР, танк, орудие, да что угодно. Наше это или украинское, вообще без разницы. Разведка выезжает туда, чтобы посмотреть на техническое состояние техники, возможность ее эвакуации в тыл. Для этого часто используем дроны. Подлетаем максимально близко, специалисты смотрят характер повреждений, прикидывают, можно ли вытащить машину. Если понимаем, что есть шанс, то начинаем работать", - рассказывает командир батальона Константин Мишустин с позывным Оскол.
"Понимаем, что риск очень большой, сейчас над полем боя постоянно висят беспилотники, ночью серую зону просматривают в тепловизионные прицелы. Укрыться от этого практически невозможно. Если техника интересная, то она может выступать в роли "живца". При попытке подойти к ней сразу начинается обстрел", - объясняет комбат.
Несмотря на смертельную опасность бойцы рембата вытаскивают с поля боя трофеи, представляющие интерес. К поврежденной машине подгоняется тягач, ее цепляют на трос и пытаются оттащить подальше от зоны обстрела.
"Недавно был случай, когда наши бойцы вытаскивали с поля боя БМ-21 "Град". Нас обнаружили, открыли огонь. Был сильный обстрел, но машину мы утащили. Она была полностью восстановлена и сейчас в строю. Выполняет боевые задачи", - рассказывает Константин Мишустин.
Есть в батальоне специальный отряд, который занимается восстановлением и даже усовершенствованием стрелкового оружия. Пистолеты, автоматы, пулеметы, гранатометы, зенитные установки. Для мастеров, которыми руководит опытный оружейник с позывным Бабай, любое оружие как открытая книга.
"Помню, больше всего пришлось помучиться с восстановлением зенитной установки ЗУ-23. Сложное устройство, мне даже ночами снилось, как правильно наладить ее работу. Но ничего, справились", - вспоминает Бабай.
Оружейники "Оскола" не только восстанавливают оружие, они придумывают, что нужно сделать, чтобы оно стреляло лучше и дальше.
"Мы разработали и внедрили несколько компонентов, которые позволяют более точно вести стрельбу из пулеметов "Утес" и ДШК. Там большой калибр 12,7 мм поэтому отдача идет очень сильная. Благодаря нашим доработкам, уменьшилась отдача пулемета, улучшилась его кучность. Мы даже снайперский прицел при необходимости можем на эти пулеметы устанавливать. Точность стрельбы возрастает в разы", - рассказывает Бабай.
Также оружейники "Оскола" поставили на поток выпуск специальных насадок на автомат Калашникова, которая позволяет забросить гранату метров на 100. Простое на вид приспособление позволяет бойцам, превращать свой АК в небольшую мортиру и закидывать гранаты РГД-5 точно в окоп противника или в окно дома, где он держит оборону.
В батальоне "Оскол" собрались настоящие профессионалы своего дела. Люди, которые живут и горят своей работой. Бойцы создали даже специальный фонд для закупки необходимого оборудования и расходных материалов, куда ежемесячно скидываются всем отрядом. Говорят, иногда проще купить деталь, чем ждать, когда ее привезут. Бойцы рембата понимают, что самое главное - это вернуть быстрее технику в бой и не жалеют для этого ни сил, ни собственных средств.