издается с 1879Купить журнал

Сперанский и Аракчеев не враждовали - вымысел в сериале Первого канала "Союз спасения"

02 марта 2024

Полагаю, что даже очень внимательные зрители сериала "Союз спасения", имевшие время и терпение посмотреть первые четыре серии, с большим трудом ориентируются во взаимоотношениях между главными действующими лицами и не всегда успевают вовремя постигнуть логику быстро меняющихся многоплановых исторических событий. Поэтому кратко изложу основную сюжетную линию новой серии.

Михаил Сперанский (Максим Аверин).

Первый канал.

Михаил Сперанский (Максим Аверин).

Серия 4. "Неисполненная мечта"

Тайное общество планирует начать "бескровную" военную революцию во время высочайшего смотра войск Второй армии на Юге, когда в одном месте будут собраны все члены тайного общества и вверенные их командованию воинские части. Устранить государя, а затем совершить победный марш на столицу. Расчет заговорщиков математически безупречен. За все годы царствования император Александр I еще не пропустил ни одного смотра. Не должен пропустить и предстоящий. Но мечтам не суждено сбыться.

Накануне предстоящего смотра командир батальона Черниговского полка подполковник Сергей Иванович Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин) получает неожиданный вызов в Киев. Командир Черниговского полка подполковник Густав Иванович Гебель (Владислав Ветров) с позиций умудренного жизнью человека дает совет батальонному командиру своего полка: "Будьте сдержанней".

В Киеве прибывший из Петербурга полковник Алексей Карлович Амфельт (Артём Ткаченко), дежурный штаб-офицер Главного штаба, объявляет собранным офицерам, что смотра не будет. Император отменил смотр, ибо ему известно об опасных настроениях во Второй армии. Полковник весьма прозрачно намекает всем собравшимся - от генерал-интенданта Второй армии, действительного статского советника Алексея Петровича Юшневского (Михаил Елисеев) до подпоручика Полтавского пехотного полка Михаила Павловича Бестужева-Рюмина (Иван Янковский), - что они сами должны догадаться, чем продиктовано решение государя.

На встречу с полковником Амфельдом вызваны лишь члены тайного общества.

Заговорщики в смятении. Они понимают, что их замысел раскрыт, но не могут решить, почему никто из них не арестован. Полковник Павел Иванович Пестель (Павел Прилучный) гневно винит во всем недавно принятого в тайное общество рядового Сергея Алексеевича Баранова (Игорь Петренко), разжалованного из майоров. Пестель подозревает, что именно Баранов сделал донос на тайное общество. Муравьев-Апостол отказывается верить облыжным обвинениям. Между двумя лидерами тайного общества усиливается разлад, который не может не сказаться на судьбе их общего дела. Речь идет не только о тактике предстоящего вооруженного выступления, но о базовых нравственных принципах, которые у них диаметрально расходятся.

Так начинается новая серия, которая по замыслу авторов фильма должна стать рассказом о неисполненной мечте.

Такова первая логическая посылка, отталкиваясь от которой создатели "Союза спасения" планируют подвести зрителя к логическому выводу.

Доверчивому зрителю невдомек, что в реальной действительности не было ничего подобного. Полковник Амфельд и разжалованный в рядовые майор Баранов - это вымышленные исторические персонажи, а срочный вызов всех заговорщиков в Киев - плод фантазии создателей фильма. Художник имеет право на вымысел, но в данном случае вымысел не обоснован художественно и осложнен рядом досадных исторических неточностей. Если Юшневский и Пестель служили во Второй армии, то Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин - в Первой армии. Смотр же, напомню, должен был состояться во Второй армии.

Генерал-адъютант Иван Иванович Дибич (Никита Высоцкий) - вовсе не военный министр, как его походя аттестуют по ходу фильма, а начальник Главного штаба, что много выше. Генерал-адъютант и генерал от инфантерии князь Алексей Григорьевич Щербатов (Алексей Гуськов) - вовсе не военный генерал-губернатор в Киеве (не было в то время такой должности), а командир 4-го пехотного корпуса, входящего в состав Первой армии. Алексей Гуськов удивительно точно играет свою роль, исключительно убедительно представляя глазам зрителя образ опытного военачальника, умело водившего за собой войска в годы наполеоновских войн, а в годы мира отлично осознающего необходимость перемен в государстве Российском. Но у князя нет власти вызывать к себе чинов другой армии.

Итак, первая логическая посылка - посылка ложная.

Граф Аракчеев (Роман Мадянов). Фото: Первый канал.

Тем временем в Петербурге, на вершине российского военно-политического олимпа, усиливается и достигает апогея противостояние между графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым (Роман Мадянов) и Михаилом Михайловичем Сперанским (Максим Аверин). Граф Аракчеев - главный начальник Отдельного корпуса военных поселений по должности и второй человек в империи по необъятности сосредоточенной в его руках власти. Сперанский - тайный советник, член Государственного совета и основной инициатор готовящихся в стране реформ; главная пружина предстоящей "революции сверху", которую неспешно готовит государь. Что-то неладно в государстве Российском, если на самом верху нет единомыслия между самыми важными столпами империи. Такова вторая логическая посылка авторов фильма. Но и с этой логической посылкой не все так просто.

И Роман Мадянов, и Максим Аверин - великолепные актеры, безупречно сыгравшие свои роли и создавшие на редкость многогранные, пластичные и психологически убедительные образы крупных государственных деятелей. Веришь, что именно такими были в реальной жизни и Аракчеев, и Сперанский. А если не были, то могли бы быть. Однако не было между ними конфликта, изображенного в фильме. И да простится мне этот вульгаризм, не хватали они чисто по-пацански за грудки друг друга. Не было такого.

В реальной истории Сперанский неоднократно прибегал к покровительству всесильного графа Аракчеева, особенно когда шла речь о его собственных частных делах, например, когда требовалось помочь укорить карьерный рост зятя. Вчитаемся в письма Михаила Михайловичу к Алексею Андреевичу.

Михаил Сперанский (Максим Аверин). Фото: Первый канал.

Сперанский знал, что граф Аракчеев очень любит хороший чай, который трудно было достать в столице, поэтому 27 мая 1821 года послал временщику презент - черный и зеленый чай. Посылка сопровождалась вежливым письмом. "Усилившийся грудной припадок и совет лекаря лишают меня удовольствия лично представить вашему сиятельству чай, из самой Кяхты мною вывезенный. Он стоит там безделицы, но редок по своей доброте. Он должен быть развариваем на канфорке. В жестяном ящичке черный, в лянзовом (желтом - Ред.) зеленый".

Русское образованное общество безусловно осуждало военные поселения. Получив от графа отчет об их организации, Сперанский ответил Аракчееву учтивым письмом от 22 марта 1823 года, в котором весьма дипломатично одобрил деяния его сиятельства. "С истинною благодарностию возвращаю вашему сиятельству отчет военных поселений. Я читал его с таким же удовольствием, с каким читают путешествия в страны неизведанные. Тот не имеет еще понятия о военных поселениях, кто удивляется их успехам, не зная каких трудов стоили сии успехи. Сколько разнообразных видов, кои надлежало обнять и сообразить, сколько неимоверных трудностей, с коими должно было бороться". Граф был доволен и решил сохранить письмо для Истории. На подлиннике рукою Аракчеева было начертано: "Копия с онаго за моим свидетельством отдана в дела штаба военных поселений".

11 мая 1825 года Сперанский пишет Аракчееву:

"С благодарностию приемля приглашение вашего сиятельства на освящение храма, с истинным удовольствием поспешу к назначенному месту и времени.

Примите, милостивый государь, свидетельство совершенного почтения и преданности, с коими честь имею быть".

Итак, и вторая логическая посылка создателей "Союза спасения" оказалась ложной.

Каждый, кто знаком с формальной логикой, знает: при наличии двух ложных логических посылок итоговый логический вывод не может быть истинным, а будет ложным.

Однако я с интересом продолжаю смотреть "Союз спасения", внимательно наблюдая за тем, как создатели фильма будут сводить воедино и совмещать между собой аргументы и факты несводимые и несовместимые.

Доживем до понедельника - и продолжим.