Потомок ветерана-панфиловца подал иск против фонда Сороса в Кыргызстане

Наследники известного советского художника подали иск против американского фонда.
Те самые "Ковровщицы" из-за которых разгорелся скандал.
Те самые "Ковровщицы" из-за которых разгорелся скандал. / Фонд сохранения культурного наследия художника Федора Стукошина

Культурный скандал разгорается в Кыргызстане. Наследник известного советского художника, ветерана-панфиловца Федора Стукошина подал иск против Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева и фонда "Сорос - Кыргызстан" (фонд "Сорос" признан в РФ нежелательной организацией).

Суть претензий, как поделился с корреспондентом "РГ" представитель истца, внук и тезка художника Федор Стукошин, заключается в том, что еще в 2018 году "Сорос - Кыргызстан" выпустил перекидной календарь, приуроченный к 25-летию организации. В качестве иллюстраций фонд использовал произведения советских художников. Среди них оказалась и оригинальная версия картины "Ковровщицы" 1959 года авторства Стукошина. На каждой странице календаря над изображениями были размещены стилизованные знаки в виде цифр "25" и логотипа "Сорос - Кыргызстан". В формате PDF календарь разместили и на сайте фонда.

- Это сделано без нашего согласия и без заключения соответствующего авторского договора, что нарушает принадлежащие правообладателю исключительные права, - утверждает представитель наследника. - А размещенные логотип и цифры нарушают право на неприкосновенность произведения и наносит моральный ущерб художнику.

Также в иске говорится, что 13 ноября 2017 года между музеем и фондом был заключен договор о предоставлении права использования цифровых экземпляров произведений отечественных художников, среди которых числится и картина "Ковровщицы". Условиями договора предусмотрено использование оригинальных изображений произведений на территории всех стран мира, причем на весь срок действия прав на них путем переработки, воспроизведения, распространения, публичного показа, доведения до всеобщего сведения или использования любым другим способом. Предмет договора, по мнению истца, нарушает принадлежащие правообладателю, сыну художника Виктору Федоровичу, исключительные права на произведение "Ковровщицы" и на "право на распоряжение правом на использование произведения".

- Мы владеем информацией, что руководством музея в разные годы незаконно переданы права на использование произведений как Федора Стукошина, так и других советских художников, - подчеркнул представитель наследника. - Мы готовим и другие иски к руководству музея.

Остается только удивляться, как фонд, призывающий республику к соблюдению "прав и свобод", поддерживающий американские "стандарты демократии", так легко распоряжается правами наследников художника. И, конечно, особенно забавно, что организация, буквально отсекающая все, что связывает Кыргызстан и Россию, выбрала для своих публикаций работы не просто советского художника, но еще и ветерана-панфиловца.

Кстати

Оригинал произведения живописи "Ковровщицы" художника Федора Стукошина был приобретен музеем в 1959 году на основании протокола закупочной комиссии Министерства культуры Киргизской ССР N5.

Представитель наследника, тем не менее, утверждает, что музей никогда не приобретал исключительные авторские права на эти произведения. В рамках судебного разбирательства истец требует солидной компенсации, размещения на сайте фонда публикации о допущенных нарушениях авторских прав с обязательным добавлением сведений о том, кому эти права принадлежат, и прекращения договорных отношений между музеем и фондом в том, что касается использования произведения "Ковровщицы".

Пока верстался номер

Предварительное заседание по иску состоялось 27 февраля в Первомайском районном суде Бишкека. Ответчики иск не признали, попросили время для ознакомления с материалами дела и при этом ходатайствовали об оставлении дела без движения. Суд эту просьбу отклонил.