Режиссер-постановщик Евгений Марчелли признается: этот спектакль родился из актерской инициативы - Татьяна Родионова мечтала сыграть в пьесе Шаховского, Хмельницкого и Грибоедова "Своя семья, или Замужняя невеста". Так хотела, что даже уговорила артистов устроить показ этого водевиля. Худруку Марчелли осталось только довести работу, как говорится, "до ума".
Понятно, чем пленила актеров пьеса: здесь что ни роль - то бенефис исполнителя. Кстати, и написана она была для бенефиса артистки императорской труппы Марии Вальберховой: по сюжету "новенькая", знакомясь с родней жениха, должна завоевать сердца всех. А это непросто: одной тетушке нравятся расчетливые домохозяйки, другой - лирические героини, третьей - веселушки-поскакушки, а четвертому - просвещенные интеллектуалки. Вот молодая и должна явить родственникам все эти образы…
Екатерине Девкиной в заглавной роли, без сомнения, удались они все. С легкостью она применяется к вкусам и потребностям будущей родни, как бы противоречивы они ни были. И самое удивительное: веришь, когда вслед за героиней она твердит, что нисколько не притворялась ни в чем. И впрямь! Любая нормальная женщина понимает: столь разные роли каждой из нас приходится исполнять ни один раз на дню: к свекрови оборачивать свое деловое лицо, помогая выполнять домашнее задание школьнику-сыну - интеллектуальное, а с золовкой щебетать "о своем, о девичьем"…
Артисты с изумительной ловкостью присваивают неудобный для современного уха архаичный стихотворный текст. Чаще всего - словно проборматывая прозаические ремарки-комментарии "от себя". Причем зачастую они столь остроумны и неожиданны, что вслушиваться в них или наблюдать за молчаливой реакцией актеров в паузах - отдельное удовольствие.
Вот тетушка Варвара Саввична (Лариса Наумкина) читает письмо от племянника Любима (Сергей Зотов), в котором тот сообщает, что намерен жениться. Глуховатый (или туповатый? или притворяющийся таковым?) ее братец Карп (Александр Бобровский) то и дело переспрашивает: "Так на питомице он решил жениться или на воспитаннице? А Наташа кто? Да как на ней жениться, коли она "без памяти"?". Перепалки родственников, каждый из которых стремится не то дать разъяснения, не то доказать свою правоту превращаются в уморительное, а подчас и трогательное зрелище. Не зря постановщики дали своему спектаклю подзаголовок "сентиментальная комедия".
Весьма способствует тому лирическая "старая девушка" Раиса (Марина Кондратьева), которая весь неистраченный пыл расходует то на неумеренные восторги, то на неожиданные слезы. Чувствуется, как обожает актриса свою героиню, с каким упоением отдается показу ее переживаний, ее, никому не пригодившихся, а потому экзальтированных чувств.
Безусловно хороша Мария Кнушевицкая: актриса, отметившая недавно свое 90-летие, пожалуй, одна из самых подвижных здесь. И как идут ей воспоминания о собственной резвости и молодых потехах!
Но апофеоз всему, конечно же, сцена экзамена. Зять Максим Меркурьевич (Андрей Рапопорт) не согласен дать разрешение на брак племянника, пока его избранница на выдержит испытаний на эрудицию. Задавая вопросы "из истории", "из географии", "из философии", сам он, очевидно, не понимает в этих науках ни бельмеса. А Наташа сыплет в ответ таким изобилием имен, что приводит в восторженное онемение не только экзаменатора, но и целый зрительный зал. При этом жених ее успевает от скуки задремать, а у дядюшки Карпа стекленеют глаза и отваливается челюсть.
Нечасто сегодня в театрах увидишь такую комедию: очаровательно веселую, но без режиссерских аттракционов, поучительную, но без назиданий, вроде и простенькую, но богатую изобилием актерских дарований и яркой демонстрацией их.
Глава Петербургской дирекции императорских театров князь Александр Шаховской задумал эту пьесу для бенефиса популярной актрисы. Но не успевая ее написать, привлек к сотрудничеству своего приятеля Николая Хмельницкого и совсем еще юного тогда Александра Грибоедова. Уже после успеха премьеры петербургские театралы заговорили о таланте третьего автора. Грибоедов работал над вторым актом, где героине Наташе приходится угождать родственникам мужа. Узнавались "знакомые все лица". Пьеса надолго задержалась в репертуаре театров, например, много лет спустя в ней блистала Мария Савина.