04.03.2024 10:00
Поделиться

Как ритейл выстраивает отношения с фермерами

В России активно расширяются форматы сотрудничества малого бизнеса с крупным ритейлом. О том, как это происходит, говорили сегодня в Калуге участники Третьей федеральной конференции партнеров в сфере предпринимательства "Малому бизнесу - большую полку".

Конференция, организованная крупнейшим ритейлером страны X5 Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Чижик"), собрала более 100 представителей малого бизнеса из 23 регионов. Они обсудили важные вопросы с представителями органов государственной власти, отраслевых и профильных ассоциаций и организаций, презентовали свою продукцию, проблемы со сбытом которой стали главной темой форума.

"Фермеру или компании, где 2-3 человека работают, тяжело прорваться на рынок или ярмарку, попасть в крупный сетевой магазин, - отметил Сергей Митин, первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. - Сделать так, чтобы эти люди могли свободно торговать своей продукцией, - в этом заключается наша задача".

"Объем продаж малых поставщиков может увеличиваться вместе с ростом крупных ритейлеров", - считает Станислав Богданов, вице-президент, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group.

Он также добавил, что уже сейчас на полках ритейлера представлена продукция 3730 субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства - Прим. ред.), что составляет более половины от всех поставщиков. "Только за прошлый год мы начали работать с более чем 800 предприятиями малого бизнеса", - добавил Богданов.

Участники обсудили и новые форматы. Так, Сергей Митин акцентировал внимание на развитии агрологистических операторов по сбыту фермерской продукции. В частности, в Липецкой области совместно с правительством региона такой агрегатор создала и X5. Он объединил более 120 производителей овощей, фруктов, молочной и мясной продукции. Благодаря ему на полках липецких "Пятерочек" появились десятки новых позиций, продукция поставляется также в Воронежскую, Курскую, Белгородскую и Орловскую области. За время существования проекта оборот фермерской продукции превысил 4 тысячи тонн.

"Для фермеров это стабильный канал сбыта, а для нас - стабильные объемы поставок, - объясняет Богданов. - На агрегаторе лежит бремя калибровки, фасовки, получения документации на продукцию. Предприниматель занимается только фермерством, остальные функции ложатся на агрегатор. Кстати, в этом году мы запустили такой же проект в Свердловской области".

До конца 2024 года планируется сотрудничать с 10 регионами: Волгоградской, Московской, Ростовской областями, Татарстаном и др. Эксперимент показал настолько себя успешно, что, по словам сенатора Митина, проект федерального закона об агроагрегаторах уже прошел первое чтение в Госдуме.

"Если мы хотим охватить все малые предприятия и личные подсобные хозяйства, то это надо делать через агрегаторы", - говорит Юлия Оглоблина, зампред Комитета Государственной думы по аграрным вопросам.

Еще одно перспективное направление, которое обсуждалось на конференции - "фермерские островки". Этот проект X5 запустила совместно с АО "Корпорация "МСП" для микробизнеса, который пока еще не может попасть на полки федеральных торговых сетей.

"Самое большое количество "фермерских островков" открыто в магазинах "Пятерочка", потому что эта торговая сеть дает спецпредложение по аренде, - рассказала Елена Деревлева, представитель Дирекции развития кооперационных цепочек субъектов МСП "Корпорации МСП". - Проект удобен для тех, кто только начинает торговый бизнес. Они "садятся" на поток покупателей торговой сети и формируют свою клиентскую базу".

"Островки" работают в формате "Магазин в магазине" и объединяют в среднем от 10 до 25 фермеров, которым в зоне субаренды больших ритейлеров выделяют по 20-30 кв.м. В 2023 году в "Пятерочках" было открыто 43 "островка" в 23 регионах, скоро откроется еще 10.

"Помимо этих проектов мы заинтересованы также в сотрудничестве в части программных закупок и агроконтрактов, - поделился планами Станислав Богданов. - Сейчас у нас действует более 180 таких контрактов, и мы планируем наращивать их количество".

При такой форме сотрудничества ритейлер берет на себя обязательства по авансированию будущего урожая, объемам поставок и ценообразованию по согласованной формуле. Обязательства поставщика: резервирование объемов по согласованным ценам. Торговая сеть получает гарантию поставок при контролируемом качестве, агропредприятие - гарантию сбыта и возможность наращивания производство, покупатель - гарантию прозрачности цены.

"Востребованность фермерской продукции очень велика, - комментирует Сергей Митин. - Люди понимают, что она выращена в экологически чистых условиях, ручным трудом".

По словам Станислава Богданова, разрабатываются и новые схемы партнерства. Так, в прошлом году стартовал пилотный проект франшизы магазинов малого формата "Около". Х5 предоставляет партнеру оборудование и рекламные материалы на сумму до 2,5 млн рублей, а партнер закупает у компании товары на сумму не менее 1 млн рублей в месяц.

"Наш партнер получает уникальный ассортимент под каждый магазин на основе данных о продажах в торговых сетях X5, анализе конкурентной среды и данных о продажах магазинов малоформатной торговли, - говорит Станислав Богданов. - Магазины партнеров подключаются к программе лояльности "Х5 Клуб", которая объединяет более 77 миллионов покупателей "Пятерочки" и "Перекрестка".

Еще один интересный проект - "Академия фермеров". В апреле 2023 года X5 начала проводить обучающие сессии для фермеров Калужской, Волгоградской, Ленинградской и Псковской областей, Пермского края и Санкт-Петербурга. Специалисты ритейлера делятся с ними теорией и практикой, открывают им доступ к сервису Х5 Dialog, который позволяет изучать и анализировать ниши и потребности рынка. По сути, ритейл стимулирует развитие бизнес-процессов сельхозпроизводителей через процесс обучения.

"Будучи крупнейшим ритейлером, мы прекрасно понимаем важность малого бизнеса как драйвера развития экономики страны. И с удовольствием поддерживаем законопроекты, направленные на поддержку и развитие инфраструктуры сбыта продукции малых форм хозяйствования", - резюмировал Станислав Богданов.