04.03.2024 20:00
    Поделиться

    В Казани начали обучать топ-менеджеров для туриндустрии

    Для туриндустрии пробил звездный час: россияне начали много путешествовать по стране. Но готов ли бизнес удовлетворить спрос? Дело не только в нехватке отелей и зачастую невысоком качестве сервиса. Нужны подготовленные кадры. И это не только горничные, администраторы и повара. Не хватает специалистов, способных разрабатывать и претворять новые проекты, которые бы привлекали туристов в регионы.
    По словам Рафиса Бурганова (на фото - слева), учатся и мэры, и руководители отелей. Все они уезжают с готовыми проектами.
    По словам Рафиса Бурганова (на фото - слева), учатся и мэры, и руководители отелей. Все они уезжают с готовыми проектами. / Пресс-служба ПГУ физкультуры, спорта и туризма

    В немалой степени решить проблему поможет новый национальный проект "Кадры", который предложил запустить Владимир Путин. При этом уже сегодня в регионах пытаются переломить ситуацию с дефицитом профессионалов. Так в открывшемся в Казани Центре развития кадрового потенциала туристской отрасли на базе Поволжского государственного университета физкультуры, спорта и туризма начали готовить топ-менеджеров для туриндустрии. В этом году пройти профессиональную переподготовку только по одной из программ смогут команды из 21 региона России.

    Чему и как учат в центре, рассказал ректор Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма доктор экономических наук Рафис Бурганов.

    Рафис Тимерханович, центр открылся в феврале, но уже есть регионы, которые попали в лист ожидания. Чем вызван такой спрос? Специалистов-то в сфере туризма сейчас готовят по всей стране.

    Рафис Бурганов: Дефицит кадров в туротрасли не один десяток тысяч человек. При этом наш центр был создан для подготовки именно региональных команд. В каждую из них входят и представители органов власти, и руководители туроператоров, и отелей, и предприниматели, готовые выступить в роли инвесторов. Такой подход позволяет сформировать группу профессионалов, способных разрабатывать и реализовывать проекты развития туристских территорий в регионах.

    В последнее время в России туристический сегмент получил серьезную господдержку. По всей стране появляются новые, очень крупные инфраструктурные проекты - Новая Анапа, например. Но даже если мы развиваем какой-то небольшой туристический проект, подход должен быть комплексным. Каким бы замечательным ни был новый объект, но если к нему нет дороги, а вокруг разруха, то приток туристов будет разве что только вначале и, как только где-то появится что-то лучше, наступит отток. В туризме нет мелочей. Мы это прекрасно поняли на примере Казани, когда готовили город к тысячелетию, а затем к Универсиаде.

    Общение с региональными командами показывает, что у бизнеса большое желание удовлетворить спрос на внутренние туристические продукты, но знаний, системного подхода пока не хватает.

    Команды каких регионов первыми отучились в центре?

    Рафис Бурганов: Три команды из Самарской области, Татарстана и Башкортостана. Эти соседние регионы исторически все время соревнуются друг с другом, и мы, откровенно говоря, переживали, как выстроятся отношения между командами. А в итоге получилось как в культовом советском фильме - "кто нам мешает, тот нам и поможет". В конце программы команды не только защитили свои проекты, но и пришли к выводу, что надо разработать общий туристический продукт.

    Дефицит кадров в туротрасли не один десяток тысяч человек

    В этом году обучение пройдут команды из 21 региона страны, из них 12 уже приступили к занятиям. В их числе группы из Дагестана, Удмуртии, Свердловской, Тульской, и других областей.

    Кто и чему их учит?

    Рафис Бурганов: Обучение проводится по специально разработанной программе. Она включает и экономические дисциплины, в том числе маркетинг, и цифровизацию. Мы стремимся, чтобы каждая команда уехала с готовым к реализации туристическим проектом. Преподаватели входят в ТОП-20 специалистов. Причем они адаптируют свои выступления к особенностям регионов. Ведь то, что, к примеру, хорошо для Волгограда, не подходит Курску или Республике Коми.

    Для меня хороший результат работы - успешно реализованные туристические проекты, а главное - увеличение доходов туротрасли. По объему средств, привлекаемых из других сфер, а это и транспорт, и общепит, и здравоохранение, туризм может поспорить даже со строительной отраслью, которая считается локомотивом экономики. Важно правильно направить эти потоки. Если инвестор просто вложит средства, а при этом ни бизнес-проекта, ни плана развития территории у него нет, регион не помогает - эффекта не будет. Вот, к примеру, Казанский Кремль. Помните, что вокруг него было - ветхие дома, дорога вдоль стены. Если бы не воля первого лица республики, не слаженные действия власти, ни о какой туристической привлекательности не могло быть и речи.

    Когда в Татарстане только начинали развивать туризм, Казань посещали 400 тысяч туристов в год, сегодня - четыре миллиона. И потенциал гораздо выше. Португальский город Фатима с населением 50 тысяч человек, где хранится один из списков Казанской иконы Божией Матери, ежегодно посещает до семи миллионов туристов-паломников. Мы на своем примере хотим показать региональным командам, каких результатов можно добиться.

    Поделиться