К индустрии моды подключат искусственный интеллект

До 80 процентов сотрудников российских компаний к 2030 году должны овладеть навыками использования технологий искусственного интеллекта. Такая цель поставлена в обновленном варианте Национальной стратегии развития ИИ. Сама стратегия была утверждена Указом президента от 10 октября 2019 года N 490 "О развитии искусственного интеллекта в РФ", а недавно - 15 февраля - в нее были внесены изменения, которые уже вступили в силу.

Итак, обучить операциям с ИИ в ближайшие несколько лет нужно 80 процентов персонала организаций. Для сравнения: в 2022 году подобные компетенции имели только пять процентов россиян.

Также на федеральном уровне установлены целевые показатели по накопленному росту ВВП за счет использования искусственного интеллекта - до 11,2 триллиона рублей к 2030 году. В 2022-м этот рост составлял 200 миллиардов.

К тому же сроку вузы должны впятеро увеличить количество выпускников, освоивших образовательные программы в области ИИ. Предполагается, что данные меры должны привести к росту спроса со стороны работодателей на высококвалифицированные кадры, что в свою очередь приведет к реализации концепции "экономики высоких зарплат".

В некоторых вузах уже начали системно знакомить учащихся с технологиями ИИ. Например, в рамках федеральной программы "Приоритет 2030" на базе Госуниверситета промышленных технологий и дизайна в Санкт-Петербурге создана лаборатория генеративного дизайна. Она действует с начала 2022 года. Планируется внедрение технологий ИИ в обучение дизайнеров и проектировщиков одежды.

Применение искусственного интеллекта в индустрии моды во многом схоже с тем, как он используется в других отраслях

Применение искусственного интеллекта в индустрии моды во многом схоже с тем, как он используется в других отраслях. ИИ помогает в анализе целевой аудитории, настройке рекламы, копирайтинге и так далее. Однако существуют и специфические приложения на основе искусственного интеллекта - именно для фешен-индустрии. Они ориентированы, в частности, на анализ и предсказание трендов моды. Есть также 3D-примерочные, решения для генерации лукбуков и материалов для рекламных кампаний, а также разработки дизайна самих продуктов.

Основные достижения в этом направлении принадлежат зарубежным компаниям. Так, Алехандро Джакометти из компании UNITED разработал программу, позволяющую прогнозировать спрос с помощью искусственного интеллекта. Обучая нейронные сети на примерах продукции различных дизайнеров одежды, команда Алехандро смогла научить компьютер отличать модели конкретных художников, находить характерные элементы стиля. Более того, стало возможным прогнозировать появление новых коллекций, предвосхищать потребительский спрос.

Еще один пример - нейронная сеть американского программиста Робби Барретта. Обученный им ИИ создал модную коллекцию в стиле Демна Гвасалия - дизайнера модного дома Balenciaga. Для этого Барретт использовал фотографии с модных показов и из интернет-магазинов, информацию из журналов и книг. В результате получился набор одежды с элементами, действительно характерными для Balenciaga.

На российском рынке технологию ИИ одним из первых применил бренд одежды Kanzler. С помощью нейронной сети было создано несколько образцов принтов для футболок. Самые удачные модели поступили в продажу.

Воспользовался инновациями в сфере искусственного интеллекта и другой известный отечественный бренд - Gloria Jeans. Для создания одной из последних коллекций одежды его дизайнеры благодаря ИИ смогли значительно сократить время на разработку.

Однако на сегодняшний день Россия не входит в число лидеров по развитию таких технологий. Наиболее активны в этом направлении Китай, США, Великобритания, ОАЭ и страны ЕС. Например, объем инвестиций в решения на основе искусственного интеллекта в Китае превышает аналогичные вложения в технологию в нашей стране в 350 раз. Очевидно, что необходимо усиливать работу по развитию ИИ в целом. В числе пионеров становления отрасли в России - Плехановский университет. В РЭУ создан Центр перспективных исследований в искусственном интеллекте, который разрабатывает нейросеть "Plekhanov 1.0" с применением собственных разработок и алгоритмов. Продукт предназначен для контроля безопасности в стенах вуза.

Очень важно, что развитию ИИ в нашей стране уделяется внимание на государственном уровне. Как показывает практика, после внесения той или иной отрасли в Национальную стратегию развития наблюдается ее значительный рост. Например, после введения мер, предусмотренных стратегией развития легкой промышленности в РФ на период до 2025 года, данная отрасль прибавила по многим параметрам. Так, прирост объемов производства продукции легпрома с 2020 года по сентябрь 2023-го составил 20 процентов (согласно расчетам Министерства экономического развития). Таким образом, имея стратегию развития ИИ с такими амбициозными целями, можно рассчитывать на серьезные сдвиги в сфере развития и применения технологий искусственного интеллекта - как в индустрии моды, так и в других отраслях экономики страны.