В Калужской области находится несколько крупных предприятий, выращивающих цветочную продукцию и по своим объемам претендующих на роль флагмана в этом деле. Как пояснил руководитель калужского центра "Мой бизнес" Николай Тубеншляк, в регионе сосредоточено 25 процентов общероссийского объема производства цветочной продукции: более половины приходится на ООО "Калужский Цветочный Холдинг" (Малоярославец), 28 процентов - на АО "Роузхилл" (Боровский район), 12 процентов - на ОАО "Галантус" (Калуга). Отчасти это объясняется близостью к столице - самому большому рынку в стране. Калужские цветы ежедневно поступают на оптовые рынки Москвы, откуда разъезжаются по другим регионам. К тому же и сами цветоводы открывают собственные магазины в соседних регионах, составляя серьезную конкуренцию местным торговцам цветочной продукцией. К примеру, "Калужский Цветочный Холдинг" включает пять расположенных в Малоярославецком районе высокотехнологичных теплиц со сложными экологическими системами и климат-контролем, в том числе самую большую теплицу в России, где выращивают розы (соперничать с ней может разве что недавно построенная теплица в Новосибирске). Общая площадь выращивания цветов здесь 27,5 гектара - в закрытом грунте и 23 гектара - в открытом. Первоначальные инвестиции в проект, стартовавший в 2021 году, составили 2,6 миллиарда рублей. Примечательно, что благодаря реализации этого инвестпроекта были в том числе восстановлены производственные мощности обанкротившегося предприятия "Розовый сад".
В прошлом году в регионе завершилось формирование цветочного кластера. Первоначально было подписано соответствующее соглашение с руководством двух крупных предприятий - "Галантус" и "Калужский Цветочный Холдинг", затем к ним присоединился калужский филиал Тимирязевской академии. По словам генерального директора Агентства инновационного развития региона Павла Гранкова, создание кластера позволит увеличить объемы цветочной продукции.
- Кадры - очень важный вопрос. Цветочный бизнес, как и любой другой, требует компетентных людей, которые понимают, как и что надо делать, могут оценить инвестиционные риски, - поясняет Гранков присоединение Тимирязевки.
К тому же появляются все новые производители цветочной продукции. Так, летом прошлого года правительством региона было подписано соглашение о намерении запуска первого этапа большого инвестиционного проекта с компанией "Стелла". Как написал губернатор в своем телеграм-канале, компания планирует строительство в Сухиничском районе тепличного комплекса по выращиванию роз и овощей, а также саженцев. Инвестиции в проект составят около девяти миллиардов рублей.
Есть еще и небольшие хозяйства, занимающиеся выгонкой тюльпанов к 8 Марта. Конечно, речь идет не о таких уж больших объемах - от несколько десятков тысяч до несколько сотен тысяч. Как правило, это розничная торговля. Но они тоже вносят свою лепту в импортозамещение и снижение дефицита цветочной продукции на местном рынке: по словам генерального директора компании "Галантус" Олега Митрофанова, на фермеров и "бабушек" приходится порядка 15 процентов регионального рынка цветочной продукции.
- Как показывает практика, самый востребованный цветок к 8 Марта - тюльпаны. В этом году мы увеличили их производство на три миллиона штук. Таким образом, к весеннему празднику мы поставим на рынок более 15 миллионов тюльпанов, - пояснил "РГ" коммерческий директор ООО "Калужский Цветочный Холдинг" Максим Гликман. - Помимо весенних тюльпанов мы также предлагаем и наш флагман - розу, у нас их около 50 сортов, а также герберы, лилии, пуансеттии и, конечно, разнообразные однолетние растения. В этом марте существенно увеличили производство хризантем - до 1,5 миллиона штук, а также ирисов. Мы одни из основных поставщиков свежих цветов на российском рынке.
Увеличили производство тюльпанов и в компании "Галантус". Как рассказал ее генеральный директор Олег Митрофанов, на рынок они готовы поставить более 12 миллионов тюльпанов. Но вот цены на самый популярный мартовский цветок подрастут.
Если в прошлом году в среднем тюльпан в "Галантусе" стоил 35 рублей, то в этом оптовая цена поднялась до 45 рублей. "Калужский Цветочный Холдинг" также поднял оптовые цены почти на 15 процентов: здесь тюльпаны предлагают по 42-45 рублей оптом, особые сорта - по 50 рублей. Свою маржу добавят еще оптовики и розничная торговля, а это еще плюсом минимум 30 процентов, а то и все 150.
- Цена объективно выросла. Это связано с логистикой, с изменением курса рубля, ведь луковицы мы покупаем за рубежом. А посадочный материал по сравнению с прошлым годом подорожал примерно на 40 процентов. Плюс рост стоимости энергоносителей, а газ и электричество в себестоимости цветов составляют порядка 15 процентов, - пояснил Олег Митрофанов.
Цены на розы также поднимутся, но не столь заметно. Все же посадочный материал в этом случае в основном собственный. Однако себестоимость розы всегда выше, чем у тюльпана, поясняет Олег Митрофанов. По словам экспертов, в этом году российской розы стало заметно больше. Хотя по-прежнему порядка 80 процентов цветочного рынка составляет импорт, и почти половина его - это розы. Основные поставщики цветов в Россию - Нидерланды, Эквадор и Кения, на них приходится около 90 процентов поставок. Кроме того, цветочную продукцию везут из Турции, Израиля, недавно появились розы из Китая. Последние все же несколько проигрывают по качеству: долгий путь. К слову, в последние годы наблюдается увеличение спроса именно на отечественную цветочную продукцию.
"Наши тюльпаны лучше голландских", - уверяет гендиректор "Галантуса". И речь именно о качестве цветка. Да, сорта в основном импортные: увы, в России нет широкой палитры сортов, некоторое количество луковиц производят в Крыму, но этого мизер для российского рынка. Зато у отечественных тюльпанов выше так называемая вазостойкость.
Об особенностях выгонки тюльпанов "РГ" рассказал агроном с большим стажем Андрей Тарасов, занимающийся этим последние 10 лет в своем садовом центре в Орловской области. Процесс, как выяснилось, довольно трудоемкий. А начинается все с приобретения качественных луковиц. В этот сезон они подорожали в два раза. В обычной земле тюльпаны не растут - нужен специальный торф. Андрей рассаживает их в ящики по 100 штук и помещает в специальную камеру. В январе ящики достает - там уже появляются крепкие ростки в пять-семь сантиметров и с хорошими корнями. Далее происходит процесс роста при определенной температуре и влажности. Регулируя температуру и влажность, Андрей доводит цветы до нужной кондиции к празднику. За сутки до продажи обязательно напитывает цветы водой.
- Это сильно отличается от выгонки, например, в Эквадоре. Там начинают срезать цветы к марту еще в январе, два-три месяца они лежат на складах. Потом у них начинается вторая - быстрая - выгонка, а это не очень качественный цветок, - поясняет Андрей Тарасов и дает совет покупателям, как дольше сохранить свежесть цветка: - Перед тем как поставить в вазу, погрузите его в воду, чтобы напитать водой. Потом каждый день подрезайте стебли и меняйте воду. Вода должна быть холодной со льдом. Тогда букет будет стоять до трех месяцев. И хорошо бы держать его в прохладном месте - при температуре больше 18 градусов цветок начинает раскрываться.
Хотя количество производителей цветочной продукции в нашей стране и увеличивается, до сколько-нибудь серьезного импортозамещения еще далеко. Причин тому несколько.
- Когда говорим об импортозамещении, то сразу всплывает тема посадочного материала. Нужно формировать свою базу. Много вопросов по кооперационной цепочке по всем направлениям, в том числе по упаковке. Стратегия развития цветочного кластера писалась, с тем чтобы выстроить взаимоотношения смежников. Ведь в Калужской области есть предприятия, выпускающие упаковочные материалы. Опять же с учетом автоматизации процессов необходима цифровизация отрасли, - говорит Павел Гранков.
Да, в Калужской области построили самую большую теплицу, но обслуживать ее сложно. Как пояснил Максим Гликман, все оборудование импортное, но запчастей сегодня никто не поставляет. Пока выручают местные кулибины.
- Сегодня в России теплицы для цветов занимают всего 200 гектаров. Мы готовы расширять производство, готовы обеспечить россиян качественным отечественным цветком, но теплица - дело дорогое. Если будем строить на кредитные средства, то роза станет дороже в несколько раз. Нашей отрасли нужна господдержка, без этого об импортозамещении говорить сложно, - заметил Максим Гликман.
- Цветоводству нужна помощь государства, - вторит Олег Митрофанов. - Цветы нужны людям каждый день. Нужна федеральная программа наподобие той, что сделали для тепличного овощеводства.
Но все же главный сегодняшний вызов у цветоводов связан с тем, что этот рыночный сегмент по-прежнему не имеет своего проводника во властных структурах. Как поясняет Павел Гранков, цветочный бизнес относится и к Министерству сельского хозяйства, и к Минпромторгу.
- Нет конкретного шефства - нет и государственной поддержки. За прошедший год ничего не изменилось. К сожалению, про цветы вспоминают только раз в году, в том числе и те, кто принимает решения. Ключевым моментом станет появление федеральной программы, охватывающей весь цикл производства, - считает гендиректор калужского АИР.
Отсутствие единого понимания развития этого бизнеса и стало одной из предпосылок появления цветочного кластера. По словам Олега Митрофанова, это опытная площадка, на которой отрабатывается взаимодействие государства и бизнеса. Также он помогает выстраивать партнерские отношения, а не конкурировать с коллегами - проводить совместные выставки, обмениваться технологиями. "Это современный вид кооперации", - подчеркивает Митрофанов.