До сих пор эти нормы были прописаны в ТК недостаточно четко, указывают авторы законопроекта. В итоге недобросовестные работодатели нередко начисляли сверхурочные лишь на оклад, который мог составлять около 40 процентов от зарплаты, а то и меньше. Предполагается, что в ряде отраслей - в первую очередь в бюджетной сфере, военно-промышленном комплексе, строительстве и торговле - зарплаты могут вырасти на 20-30 процентов.
- Думаю, что принимаемый законопроект отразится и на сфере ЖКХ, поскольку сверхурочные работы распространены в организациях, которые заняты уборкой дорог, магистралей и тротуаров, - считает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Санкт-Петербурге Алла Бредец.
Актуальность этого закона вызвана дефицитом кадров и низким уровнем безработицы - по этой причине сверхурочный труд приобретает все большее распространение, подчеркнул заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов. Однако оплачивается он далеко не всегда корректно. Согласно данным Росстата, в 2022 году около пяти процентов занятых в России работали от 41 до 50 часов в неделю, а еще около 700 тысяч человек были вынуждены трудиться более 51 часа в неделю, тогда как 91-я статья Трудового кодекса РФ указывает, что граждане должны трудиться от 31 до 40 часов в неделю.
По информации парламентариев, время от времени вынуждены работать сверхурочно не менее 55 процентов занятых, при этом большинство из них не требуют от руководства дополнительной оплаты за переработку, опасаясь конфликтов. В итоге работодатель фактически перекладывает на одного сотрудника обязанности двух-трех, не увеличивая при этом зарплату, поэтому установление точного порядка оплаты сверхурочной работы облегчит защиту их прав.
Чаще всего перерабатывать приходится врачам и учителям. Как правило, из-за дефицита кадров в городах они работают на 1,25-1,5 ставки, а их коллеги из сельской местности могут взять на себя 2,5 ставки или больше. Это подтверждают педагоги, с которыми удалось поговорить корреспонденту "РГ". В очень многих школах преподаватели математики, химии, русского языка и литературы работают на две ставки - это около 70 часов в неделю, рассказала директор одной из школ региона, попросив не называть ее фамилию. Нужно провести уроки, потом проверить тетради, заполнить электронные журналы, к этому нередко прибавляются обязанности по классному руководству. Это прямой путь к скорому выгоранию.
- У меня двое детей, младшей дочери четыре года, - добавляет ее коллега, учительница истории и обществознания, также попросив не называть себя. - Я не могу оставлять их без внимания вечером после работы. Поэтому я сажусь за подготовку уроков после того, когда они уже заснули, - вечером, обычно около одиннадцати. Переработки бывают очень часто, и их никто не считает. По факту я работаю гораздо больше тех 30 часов, за которые мне платят.
Эксперты одобряют предложенный законопроект, но подчеркивают, что работу в этом направлении необходимо продолжать. Если крупный бизнес в большинстве своем отказался от многочисленных способов нагружать работников сверх установленных законом норм и махинаций с зарплатами, то в малом и среднем бизнесе эта практика сохраняется. Поэтому следует разработать четкий механизм контроля, позволяющий оценивать, насколько работодатели соблюдают установленный порядок.
- В малом бизнесе добиться соблюдения этих требований будет сложнее всего, - подчеркивает кандидат экономических наук Лариса Рябова. - Нужно учитывать, что работники даже в случае нарушения их прав предпочитают не обращаться в трудовую инспекцию, стремясь избежать трений с работодателем. На мой взгляд, здесь необходимы дополнительные научные исследования, которые позволили бы выработать необходимые механизмы адекватного контроля. Кроме того, граждане зачастую слишком мало знают о том, какими правами в своих отношениях с работодателем они обладают и каким образом могут защитить свои интересы. В работу по информированию должны активно включаться профсоюзы.
Евгений Макаров, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР):
- Сегодня дефицит кадров носит тотальный характер. По рабочим профессиям он наблюдается уже больше десяти лет. Виной тому - изменения структуры занятости населения, когда сокращалась доля занятых в промышленности и сельском хозяйстве, а занятость в сфере услуг росла. Коренная проблема - сохраняющаяся низкая стоимость труда в реальном секторе экономики. Промышленные предприятия предлагают молодому инженеру зарплату вдвое ниже - 30-50 тысяч рублей. Там, где зарплата предлагается выше, она, как правило, достигается за счет сверхурочной работы и работы в выходные дни. Непривлекательная заработная плата вызывает у выпускников тотальное нежелание работать по полученной специальности. Сфера услуг сегодня более привлекательна для молодежи, чем производственный сектор. Например, в популярной сети общественного питания готовы платить заработную плату 75 тысяч рублей.