С жалобой обратились две компании. ООО "Газпромнефть - Смазочные материалы" в 2021 году ввозило в РФ для себя картриджи. Таможенная проверка показала, что вес брутто (вместе с тарой) одного из товаров чуть больше, а второго - чуть меньше заявленного в декларации.
Общий размер таможенных платежей за партию не изменился и составил более полумиллиона рублей. Но поскольку изменилась величина транспортных расходов по каждому из товаров и, потребовалось вносить изменения в документы. Компании был назначен штраф в размере 164 рубля 97 копеек.
В деле ООО "ВИРЕМ РУС", которое занималось импортом обуви, штраф составил 680 рублей. Товаров они ввезли на 13 миллионов, и три миллиона заплатили в качестве таможенных платежей. Вес одной из партий, оказался больше указанного, но зато вес всех задекларированных товаров - меньше указанного.
Суммы штрафов для предприятий - мизерные. Но сам факт привлечения в будущем осложняет прохождение подобных процедур. А суды в обоих случаях подошли к делу формально: изменение суммы платежа за конкретный товар зафиксировано.
Но обратившиеся в КС подчеркивают, что статья 16.2 КоАП предусматривает наказание только в том случае, если недостоверные или неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов или для занижения их размера. В их случаях подобного не произошло.
Судьи КС встали в данном деле на сторону бизнеса. Статья 16.2 КоАП признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку "в системе действующего правового регулирования не допускается привлечение к административной ответственности декларанта за указание недостоверного веса брутто одного из товаров при условии, что это не влечет (не может повлечь) увеличения размера таможенных платежей по товарной партии в целом".
Принимая данное решение, судьи руководствовались в том числе целым рядом более ранних решений КС, в которых не раз подчеркивалась необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов, а также поддержания принципа законодательной определенности.
Между тем суды в подобных делах нередко применяют противоположные подходы: или формально, или же состав является материальным и предполагает причинение ущерба бюджету.
Кроме того, указал КС, в условиях антироссийских санкций "исходя из статей 2, 18 и 75.1 Конституции РФ деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, затронутых соответствующими мерами".
- Более того, самой приемлемой и ожидаемой реакцией таких органов является принятие решений, направленных на содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств, - указал КС.
Дела заявителей подлежат пересмотру.