06.03.2024 06:34
    Поделиться

    На кыргызско-китайской границе построят новые контрольно-пропускные пункты

    Кыргызстан и Китай повысят пропускную способность контрольно-пропускных и таможенных пунктов на общей границе. Это позволит увеличить объем торговли и транзитных перевозок, в сфере которых официальный Бишкек намерен занять в регионе особое положение.

    С первого марта 2024 года процедуры таможенного досмотра и оформления на пунктах пропуска "Торугарт-автодорожный" и "Иркештам-автодорожный", расположенных на кыргызско-китайской границе, проводятся в круглосуточном режиме без перерывов и выходных. Как сообщили в ГТС (Государственная таможенная служба) КР, это нововведение призвано служить развитию связей республики с одним из ее ведущих экономических партнеров.

    - На пункте пропуска "Торугарт-автодорожный" проведена реконструкция административного здания комплекса "Торугарт-2" с шестиполосным движением, установкой крытых, утепленных ангаров, где одновременно может проводится таможенный контроль шести транспортных средств, - подчеркнули в ведомстве и добавили, что работы по совершенствованию инфраструктуры ведутся и на "Иркештаме-автодорожном". Они, как ожидается, приведут в конечном итоге к увеличению пропускной способности обоих пунктов пропуска - до 1000 автомашин в сутки.

    Одновременно на обоих объектах внедряется система автоматизации таможенных процессов и контроля. На местах установлены камеры, считывающие государственные номерные знаки, и проводится интеграция аппаратно-программных комплексов для централизованного мониторинга. Эти работы ведутся в рамках проекта "Санарип тамга", конечная цель которого - внедрение механизма "одно окно" и принципа "одна остановка" как для экспортеров и импортеров, так и для транзитных перевозчиков.

    - "Санарип тамга" позволяет в оперативном порядке обмениваться с другими профильными госорганами предварительной информацией, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности, а также принимать решения о применении форм и видов контроля до прибытия товаров на пункт пропуска, чтобы исключить дублирование функций проведения контроля на границе, - пояснили в ГТС.

    Кабинет министров Кыргызстана, впрочем, намерен расширить как число контрольных пунктов пропуска (КПП) на границе с Китаем, так и возможности существующих. В ближайшее время, как ожидается, между КНР и КР появится еще один КПП - "Бедель" на одноименном перевале. Этот пункт собираются открыть на юго-восточном участке границы Кыргызстана, связав таким образом с Поднебесной Иссык-Кульскую область. Однако, чтобы он оправдал себя, необходимо подвести к нему с обеих сторон автомобильную дорогу с высокой пропускной способностью. И такой проект уже обсуждается на официальном уровне. Дорога, как предполагается, пройдет от населенного пункта Барскоон на южном берегу Иссык-Куля до города Аксу в СУАР КНР.

    В районе КПП "Иркештам", кроме того, планируют открыть угольную базу с ленточным конвейером, чтобы облегчить транспортировку угля из Кыргызстана потребителям в КНР.

    Китайская сторона, в свою очередь, готова поддержать инициативы коллег из КР. "Район Синьцзян играет большую роль в реализации инициативы "Один пояс - один путь", потому что мы граничим с Кыргызстаном, - заявил член Политбюро ЦК КПК (Коммунистической партии Китая), секретарь партийного комитета СУАР КНР Ма Синьжуй. - Такие проекты имеют очень важное значение для развития двусторонних и многосторонних отношений, торгово-экономических связей".

    Прямая речь

    Акылбек Жапаров, глава правительства КР

    Синьцзян является для Кыргызстана своего рода воротами в Китай. Но и наша республика - исторически и в силу своего расположения - становится для КНР воротами в направлении сразу нескольких государств Центральной Азии. Вопрос увеличения пропускной способности КПП на кыргызско-китайской границе актуален не только для двух наших стран, но и Узбекистана. А пункт пропуска "Бедель" внесет дополнительную лепту в увеличение грузопотока из КНР в республики Центральной Азии и далее.

    Поделиться