Принятие стратегии развития легпрома позволит ему двигаться вперед

На вопросы "РГ" о потенциале легкой и текстильной промышленности страны и возможных направлениях его реализации ответил президент Союза предпринимателей отрасли "Союзлегпром" Андрей Разбродин.
Андрей Разбродин: Одна из целей - объединение предприятий вокруг отраслевых ассоциаций.
Андрей Разбродин: Одна из целей - объединение предприятий вокруг отраслевых ассоциаций. / Андрей Махонин / ТАСС

Андрей Валентинович, "Союзлегпром" выступил инициатором разработки Стратегии развития легкой промышленности до 2035 года. Чем вызвана ее необходимость?

Андрей Разбродин: Главная проблема легкой промышленности России сегодня - это отсутствие четкой государственной программы по развитию отрасли. Поэтому в 2023 году "Союзлегпром" совместно с НИУ "ВШЭ" выступил инициатором разработки Стратегии развития текстильной и легкой промышленности России до 2035 года.

Легпром производит очень большой спектр товаров. Это не только одежда и другие товары широкого потребления, но и, к примеру, это и шерсть, и технический текстиль, развитие которого имеет колоссальный потенциал.

Он применяется в авиационной, автомобильной, пищевой, химической, мебельной отраслях, в жилищном и дорожном строительстве, сельском хозяйстве, медицине, играет очень важную роль в обороноспособности государства.

Актуальной проблемой для отрасли остается нехватка сырья. Мы на 100 процентов зависим от импорта хлопка и искусственных волокон, высока доля импортной пряжи, красителей, текстильно-вспомогательных веществ, фурнитуры и ряда видов тканей.

Обладая собственными нефтяными ресурсами, Россия импортирует в больших объемах химические волокна и нити, о чем мы не раз говорили на совещаниях различных уровней, подчеркивая, что здесь необходим комплексный подход с участием государства и кооперации отраслей легкой и нефтехимической промышленностей.

Все эти проблемы должны найти отражение в государственной программе развития отрасли, которая на данный момент отсутствует. А она крайне необходима. Сегодня нет согласованной работы предприятий легпрома со смежными отраслями, нет четкого понимания потребностей отрасли в долгосрочной перспективе - как со стороны государственных заказчиков, так и крупных компаний с государственным участием.

Наладить работу внутри отрасли, скоординировать взаимодействие всех участников как раз и должна программа, по которой будет развиваться отрасль.

Каков ваш прогноз в случае принятия стратегии?

Андрей Разбродин: Легпром показывает рост, объем налогов, которые платит отрасль, за последнее время увеличился в три раза. Это очень неплохой результат, чтобы серьезно заняться развитием отрасли на государственном уровне. Российский производитель сегодня занимает до 18 процентов рынка. Этого очень мало. Нам нужно дойти хотя бы до 50 процентов в ближайшее время, и это уже будет очень серьезным сдвигом. Наличие работающей стратегии по развитию легпрома приведет к существенному увеличению поступлений в бюджет.

Какие задачи в связи с этим встанут перед "Союзлегпромом"?

Андрей Разбродин: Стратегия рассматривает изменения в легпроме на примере стран, которые достигли наиболее качественных и быстрых решений в развитии текстильной и легкой промышленности. Это Китай, Турция, Италия и Германия. Мы рассмотрели, как в этих странах организована работа отраслевых ассоциаций и как они взаимодействуют с государством. Взаимоотношения организованы строго вертикально, а также регламентировано, кто и за что отвечает. Это делает возможным быстрое и эффективное решение всех проблем отрасли, с одной стороны, а с другой - указывает на направления развития. Чтобы легпром России стал эффективно работающей структурой, роль отраслевых союзов в России тоже должна поменяться.

Чтобы продвинуться в производстве технического текстиля, необходимо обеспечить его надежными источниками качественного и дешевого отечественного сырья

Сегодня отраслевая ассоциация в РФ не имеет четко сформулированных прав, а соответственно, и обязанностей. При грамотно выстроенной вертикальной системе взаимоотношений с государством, когда у ассоциации есть четко зафиксированные права и обязанности, появится эффективная структура, которая работает на развитие отрасли, повышение технологического уровня предприятий, подготовку грамотных управленческих решений.

Поэтому одна из главных задач, которую "Союзлегпром" ставит перед собой, - объединение отрасли вокруг одной или нескольких отраслевых ассоциаций. Нам предстоит грамотно сформулировать требования к ним: ассоциация должна иметь юридические права и обязанности, а также отвечать определенным параметрам. Это важно как с точки зрения представительности, так и для того, чтобы она была готова отвечать на срочные вопросы. Также важно понимать, какие у нее есть ресурсы - возможности для дальнейших исследований и более подробного изучения проблематики отрасли.

Основные задачи такой ассоциации заключаются в продвижении всей отрасли, повышении ее значимости для инвесторов, смежных индустрий, органов государственной власти, выстраивании международных связей.

В текстильной промышленности наметился тренд в сторону уменьшения доли натурального сырья и роста доли искусственных волокон. Что это меняет в структуре и организации работы отрасли?

Андрей Разбродин: Этот тренд не значит, что полностью пропадут или будут заменены товары из натурального сырья. Но с ростом населения доля синтетических и химических волокон в производстве будет расти - это очевидно. Будет расти и производство технического текстиля, которое увеличивает свою долю в общем объеме выпускаемой продукции каждый год.

Еще 20 лет назад соотношение между техническим текстилем и прочей продукцией текстильной и легкой промышленности - товарами широкого потребления - было 50 на 50. Сегодня оно другое - 40 на 60 в пользу технического текстиля. И практически весь он производится из химических и синтетических волокон.

В стратегии развития одной из базовых идей является развитие технического текстиля как локомотива всей отрасли. Технический текстиль в значительной степени является производным продуктом переработки нефти и газа, и у нас есть все ресурсы, чтобы развивать это высокотехнологичное и инновационное производство. Но его развитие требует затрат и определенных льгот со стороны государства.

В Германии почти 20 лет назад приняли стратегию развития отрасли, в которой центральное место было отведено именно техническому текстилю. При том, что там нет базового сырья для этого. А у нас есть базовое сырье, так как мы нефтедобывающая страна. Чтобы нам продвинуться в производстве технического текстиля, необходимо обеспечить его надежными источниками качественного и относительно дешевого отечественного сырья. Необходимо менять сырьевую парадигму. Долгосрочное успешное развитие возможно лишь на основе растущего производства синтетических и смесовых тканей из отечественных химических волокон в сотрудничестве с развитой нефтехимической промышленностью. Но при этом необходимо поддерживать и традиционное текстильное производство, использующее натуральное сырье.

На уровне бизнеса сырьевой вопрос для легпрома решить непросто, так как это требует дорогостоящего импортного оборудования, сложных технологий и взаимодействия с нефтехимическими предприятиями в части поставок исходного сырья. Тут необходима государственная помощь, в том числе и страхования на случай экономической неустойчивости в стране.

Какие последствия для отрасли создали экономические санкции западных стран?

Андрей Разбродин: Первое время многие предприятия столкнулись с невыполнением западными партнерами своих обязательств и связанными с этим финансовыми издержками. Но за 2022-2023 годы отрасль справилась, и это произошло, в основном, за счет ухода зарубежных брендов. Часть европейских компаний стала работать через третьи страны. Многое стали завозить из Китая, Ирана, Турции: и комплектующие, и разнообразные ткани, и химию, и оборудование, и запчасти.

Сегодня прежней зависимости от европейских стран уже нет. Показательная тенденция последних лет - взаимодействие с новыми странами-партнерами и налаживание и укрепление уже существующих связей, например, с китайскими коллегами. В проекте стратегии мы рассмотрели, как функционирует легпром в Китае, и стоит сказать, что у них есть очень эффективные решения по ряду вопросов. Один из примеров - то, как они работают с зарубежными компаниями, которые пускают на свой рынок. Им выставляют требования по локализации производства на территории Китая. С нашей стороны тоже есть подвижки в этом направлении. На территории России локализовался ряд турецких компаний, которые уже, по сути, стали российскими.

Другая важная тенденция - кооперация в рамках СНГ. Здесь тоже требуется единая программа, которая будет идти на пользу всем странам и эффективно защищать наши рынки.

Какие меры поддержки оказывает отрасли государство сегодня? Достаточны ли они?

Андрей Разбродин: В отсутствие стратегии эти меры носят лишь точечный характер. Так, сыграло позитивную роль использование национального режима в госзакупках с преференциями отечественным производителям. Однако нужно учитывать инфляцию - и если брать во внимание этот показатель, годовой объем закупок, скорее, снижается.

По линии Фонда развития промышленности реальный сектор экономики получает средства для инвестиций на льготных условиях и на длительный срок. За последние годы фонд помог запустить ряд современных производств и в нашей отрасли. Механизмы государственно-частного партнерства позволяют распределять риски в реализации промышленных проектов, совмещать различные меры и инструменты поддержки.

Но в 2024 году произошло сокращение прямой финансовой поддержки предприятий отрасли. Ликвидированы субсидии на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, но проблема кассовых разрывов в связи с созданием сезонных запасов сырья у многих предприятий осталась. После вступления России в ВТО в 2012 году и снижения таможенных тарифов в течение последующих пяти лет была ослаблена тарифная защита отечественных производителей.

Для развития отрасли и укрепления позиций отечественных производителей на рынке необходимы весомые инвестиции в расширение производств, в модернизацию технического оснащения предприятий, в обучение и подготовку высококвалифицированных кадров на основе принятой на государственном уровне программы развития отрасли.

Стоит уделить внимание углублению связей с Белоруссией и другими государствами ЕАЭС, а также с Узбекистаном, проработать формы межотраслевого взаимодействия с производителями сырья и потребителями продукции. Необходимо выстроить механизмы согласования интересов внутри отрасли так, чтобы федеральные органы исполнительной власти взаимодействовали с одним уполномоченным, выступающим от имени отрасли.

Необходимо включение легкой промышленности в перечень приоритетных отраслей, создание благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего сохранение льгот и мер поддержки на среднесрочную перспективу, а также защиту предпринимателей в случае изменений экономической ситуации. Легпром может расти самостоятельно, однако резко шагнуть вперед он сможет, только если будет принята программа развития, которая учтет современные тенденции и потребности отрасли.

Справка

Союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности ("Союзлегпром") - крупнейшая общероссийская отраслевая организация, представляющая интересы отрасли в России и на международном уровне. Он был создан в феврале 2013 года и объединяет более 300 предприятий и организаций крупного, среднего и малого бизнеса из 42 регионов России. Предприятия - члены союза выпускают 100 процентов камвольных и 80 процентов хлопчатобумажных тканей, 50 процентов - трикотажных полотен. Главные цели союза - защита интересов бизнес-сообщества отрасли, создание конструктивного диалога между предпринимателями и органами государственной власти. Союзлегпром является членом Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, активно сотрудничает с Советом Федерации, Государственной Думой, федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ, участвует в подготовке и проведении деловой программы Легпромфорума. При поддержке союза проходят выставки "Интерткань", Fashion Style Russia, Textile&Home, F-Expo.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Татьяна Батенева