Это при том, что спрос на оленину сейчас чрезвычайно высок, а органически чистые деликатесы из нее в крупных городах можно найти разве что в ресторанах. Но может случиться, что ямдать (кочевать по тундре) скоро будет некому.
В Ненецком автономном округе средний возраст оленеводов приближается к пенсионному. И если на востоке НАО в родовой общине "Ямб то" молодежь за кочевые традиции еще держится, то малоземельская тундра на западе все больше "стареет".
Чтобы молодежь возвращалась в тундру, ямдать нужно с рождения, а дети сегодня все в школах-интернатах. Подготовить оленевода, у которого нет корней, практически невозможно.
- Ну придет выучившийся человек работать: олени-то для него все одинаковые, как он их различать будет? Не зря те, кто приезжают в тундру, в первую очередь спрашивают: "Как вы их различаете"? А про то, как эти "выучившиеся" блуждать в тундре будут, я уже не говорю, - говорит оленевод НАО Павел Вылка.
Нынешние оленеводы - те, кто уже в возрасте, - они все дети оленеводов. С детства были в тундре. Такова реальность.
Сейчас в НАО начали вывозить в тундру школьников и студентов. Внесли в округе изменения и в правила отправки детей в тундру - теперь они могут вылетать из стойбища на учебу в сопровождении родителей. Когда "отрыв" от семьи меньше, больше шансов, что младшее поколение вернется.
В Ненецкий аграрно-экономический техникум снова вернули специальность "оленевод-механизатор". Выпуск курса сегодня - это 18 "детей тундры". Но для возвращения ребят в оленеводство нужна и хорошая зарплата - хотя в НАО она сейчас повышается, но составляет лишь 73% от средней по региону.
- Престиж профессии оленевода должен стать заботой номер один в округе, - говорит известный в НАО и Архангельской области общественный деятель Вениамин Тунгусов. - Нужна основанная на кадровом запросе программа подготовки хотя бы на 10 лет вперед.