- Основная задача такой "адресной", вроде бы невидимой работы - поддержание в новых регионах правопорядка, чтобы парни на передовой исправно получали боеприпасы, технику, гуманитарную помощь, и им ничего не угрожало в тылу, - разъясняет мне по дороге офицер группировки войск национальной гвардии в ЛНР с позывным Байкал. - Информация в зоне СВО к нам стекается круглосуточно - от местных администраций всех уровней, полиции. Сообщения от жителей фильтруются (по своему опыту скажу: в ряде случаев они продиктованы обидами на соседа), но что-то непременно заслуживает внимания и проверки.
Недавно в республике задержали подозреваемых, собиравших информацию в интересах ВСУ и СБУ, а также участников АТО. По адресу их проживания обнаружили и изъяли комплекты формы украинских военных образца НАТО, средства связи, сим-карты, жесткие диски со сведениями о размещении военной техники на территории ЛНР, ее передвижении, инженерных сооружениях и объектах. Сейчас силовики устанавливают факты поступления на счета задержанных денег в иностранной валюте и финансовые переводы на Украину, которые могли быть использованы на нужды ВСУ. Мероприятия проходят во взаимодействии с сотрудниками МВД и ФСБ.
Не доезжая до окраины, автомобиль сворачивает на поросший лесом пригорок. Здесь нас встречает командир войсковой оперативной группы. Знакомлюсь, полковник с позывным Казыр. Услышав необычную комбинацию, переспрашиваю еще раз. Оказывается, именное обозначение заимствовано из географии родного Красноярского края: течет там такая таежная река, которая рождает левый приток Енисея.
- Сейчас нас интересует выявление возможных пособников, тех, кто хранит оружие и боеприпасы (или почему-то не ставит их на учет), военные действия здесь ведутся с 2014 года, и спрятанного арсенала тут, поверьте, хватает, - говорит Казыр. - Сложность заключается в том, чтобы не напугать людей. Вырастающий у калитки человек в бронежилете, с автоматом вызывает тревогу. На штабных тренировках мы постоянно учимся правильному общению с населением.
В голом пролеске, где укрыта командно-штабная бронированная машина, бойцы спецназа проходят обязательный инструктаж. Важно правильно настроиться, быть, словно пружина, готовым к любым неожиданностям. После долгих недель работы бдительность все равно притупляется, сказывается усталость.
В сводной группе задействованы настоящие сибиряки, крепкие и энергичные. Для многих это уже вторая либо третья командировка в зону специальной военной операции. Байкал впервые отправился "за ленточку" в апреле 2022 года - изначально находился в Харьковской области, а выходил из Попасной уже летом. Его сводный отряд следовал за военными подразделениями, освобождавшими населенные пункты.
- Земля здесь тяжелая, вязкая, словно каша. Хорошо, когда морозцем прихватит, а чуть подтает, дождь покапает, и техника застревает, - говорит он. - Естественно передвигаться можно только по асфальту. Поэтому украинские военные сразу сняли дорожные знаки с указателями. В таких условиях и работали: отдельный отряд спецназа зачищает освобожденный населенный пункт, а мы удерживаем основные направления и пути, выставляем КПП, чтобы противник не отрезал пути снабжения. Были на Изюме, потом на Лиманском направлении и, наконец, на Попасной.
Любопытно, что в войска Росгвардии Байкал попал случайно. Хотя, если поразмыслить, случайности вовсе не случайны, а словно маркеры, задают направление жизненного пути. Его отец, сотрудник милиции, не раз ездил в командировки в Чечню и внутренне желал сыну более мирной профессии. Поэтому после окончания железнодорожного лицея юноша поступил в Иркутский государственный университет путей сообщения. Учеба давалась легко, но к последнему курсу созрело решение - пойти по стопам отца. И так, пройдя переподготовку, он поступил на службу оперуполномоченного в УВД Иркутска по Кировскому району. В отделе ему поручили уголовные дела по разбоям и кражам, а вскоре доверили более сложную работу - раскрытие квартирных ограблений.
- Помню, за мной еще не закрепили оружие, иду по центральной улице и наблюдаю картину: четверо мужчин спешат в противоположную от меня сторону с коробками в руках, - делится Байкал. - Чувствую, что-то неладно. Последовал за ними дворами. Настиг их уже возле машины, представляюсь. Водитель при виде корочек заходится в истерике: "Меня подставили!" (он оказался простым таксистом и не догадывался о происходящем). Помог фактор неожиданности: взял двоих за шиворот, головы вниз опустил, накидываю сверху кучу информации, чтобы не опомнились. Двое других подельников бросились наутек. Так доезжаем до районного отдела милиции. При допросе выяснилось, компания только что ограбила квартиру - вынесли ценную технику, меха, ювелирные украшения. В общем, работа нелегкая, но интересная. А вскоре знакомый позвал в Росгвардию. Я согласился.
Командиру войсковой оперативной группы Казыру довелось побывать фактически комендантом города Токмак в Запорожской области. Вспоминает, что жители встречали российских военных с радостью, и это не было вынужденным притворством. Местные власти полностью разбежались, оставив население один на один с тяжелыми проблемами - в городе отсутствовали электричество, логистика, а самое главное - возник продуктовый дефицит.
- На весь город работал один ларек, очереди к нему выстраивались с самого утра, и буханка хлеба доставалась не всем, - обращается к тем дням Казыр. - Мы помогали решать многие административные вопросы, кому подвозили питьевую воду, кого эвакуировали. Также сопровождали сотрудников избирательных комиссий в дни референдума, и все активно голосовали, делились планами на будущее.
В этот момент командиру по рации докладывают о готовности отрядов спецназа. Снова усаживаемся в машины и едем к контрольно-пропускному пункту. Выставлен он на въезде еще накануне, чтобы, как говорится, никто мимо не прошмыгнул незамеченным. Для требования остановки разворачивают "лиану". У обочины возвышается спецтранспорт, который в случае необходимости моментально перекрывает движение. Автомобили досматривают (в том числе и по ориентировкам) - вдруг в салоне оружие, наркотики. Бывает, что в кузове незаконно провозят уголь и металл.
- Одну такую машину сегодня мы как раз задержали, - констатирует Казыр.
В самом поселке в это время начинается "обход" учетных адресов. Это я так выражаюсь обывательски, на самом деле - оперативное и разведывательное поисковое мероприятие. За всей обстановкой наблюдает группа огневого прикрытия. С воздуха ситуацию контролируют зоркие камеры дронов-разведчиков. Один образец самолетного беспилотника мне удается разглядеть вблизи. На службе он без малого почти 12 лет. Его подправляют, чинят, обновляют детали, и будто бы в благодарность за этот бережный сервис аппарат ни разу не подводил.
- В одно из таких мероприятий с его помощью мы заметили хлопок и задымление военного самолета, - рассказывает Казыр. - Отследили его до места падения (это произошло в радиусе километра от населенного пункта), увидели, что пилот катапультировался. Подоспевшие наши ребята оцепили его, чтобы не допустить никого из гражданских лиц. Забрали пилота, обогрели и передали поисковой группе.
…Улицы по-прежнему пустынны, серы - вот на велосипеде проезжает мужичок в короткой выцветшей куртке, лицо от легкого морозца застывшее, красное, с другой стороны навстречу идут женщины из магазина. Кто-то останавливается, просит офицеров о… встрече.
- Командир, тут бабушка 84 года. Ее родственники сейчас на Украине, племянник воюет в ВСУ. Хотят перевезти ее к себе, - докладывает боец.
- Хорошо, будем иметь в виду.
Спустя время расчеты сворачивают работу. В этот раз без громких результатов. Впрочем, отсутствие событий в некотором смысле тоже хорошая новость. Значит, в этом уголке течет спокойная мирная жизнь.
Только с начала этого года в ходе комплексных специальных мероприятий в Луганской Народной Республике бойцы спецназа Росгвардии обнаружили большое количество оружия и боеприпасов противника, в том числе иностранного производства. Из незаконного оборота изъято более трех тысяч патронов различного калибра, около 50 ручных гранат, инженерные боеприпасы, оружие и его составные части. В лесополосе недалеко от одного из населенных пунктов росгвардейцы выявили самодельное взрывное устройство, включающее десять ручных гранат и 1,2 килограмма взрывчатого пластического вещества.