На площади Куйбышева женщина с ароматным товаром стоит в подземном переходе у Дворца пионеров. На вопрос, знает ли она о том, что торговать подснежниками нельзя, просто отворачивается, а увидев в руках телефон с камерой, тут же ретируется, но уже через 10 минут появляется на этой же площади, у другого спуска в переход.
На площади Амет-Хана Султана тот же вопрос вызвал поток встречной брани, а попытка сфотографировать торговку могла стоить разбитого телефона. Пришлось спасаться без оглядки на репутацию. В переходе на Московской площади букетик с цветами стоит как бы в стороне, в случае проверки всегда можно сказать: "Я? Да упаси бог, не знаю, кто оставил". В цветочном ряду, который здесь же в переходе, торговцев первоцветами не встретишь. Напротив, продавцы их гоняют во избежание неприятностей.
- Бывает, пытаются к нам присоседиться. Мы их выпроваживаем, здесь все продавцы - легальные предприниматели или самозанятые, платят налоги. Нам лишние скандалы не нужны, - говорит девушка, торгующая тюльпанами.
На официальных цветочных рынках и правда ни одного человека с дикоросами найти не удалось. Еще одна женщина продает подснежники в горшочках ближе к остановке общественного транспорта. На тот же вопрос отвечает, что торгует цветами, которые вырастила сама.
- Это не дикоросы, и я ничего не нарушила, - поясняет женщина. - Зайдите в любой интернет-магазин цветов и увидите там клубни подснежников. Я покупаю, подращиваю и продаю.
Доводы других продавцов сводятся к тому, что "в лесу всего много", а подснежники растут целыми полянами.
- Мы же аккуратно собираем, не топчем, клубни не вырываем, а цветы все равно засохнут, - недоумевает женщина.
В самом деле, в крымских лесах сейчас целые поляны укрыты первоцветами. Но они существуют лишь благодаря тому, что цветок охраняется законом, говорят ученые.
- Клубень подснежника живет 10, максимум 15 лет, потом он должен заместиться новым, молодым клубнем, который вырастет из семени. Подснежники так обильно цветут потому, что им нужно разбросать свои семена, заложить обновление. Срывая цветы и унося их из леса, мы вмешиваемся в этот процесс, влияем на численность популяции, - рассказал "РГ" профессор Крымского федерального университета Сергей Иванов.
У каждого биологического вида есть пики роста и снижения популяции, рассказал ученый. Если варварски вмешиваться в живую природу в период снижения численности того или иного вида, он может полностью исчезнуть.
- В Турции еще недавно те же подснежники были распространены повсеместно, а сейчас их там нет, - рассказал профессор Иванов. - При этом никто не срывал последний цветок. Просто люди собирали их в период сокращения популяции и нарушили природный баланс. У нас ведь вызывает недоумение, если человек пошел в лес и ничего оттуда не принес. Зачем ходил? Хоть цветок, хоть шишку, но принеси. Нам всем уже надо понять - все, что есть сегодня в дикой природе, существует там не для нас, а для поддержания равновесия.
В Минэкологии Крыма "РГ" подтвердили, что проводят регулярные рейды, пресекая торговлю краснокнижными первоцветами, но сдержать всех, охочих заработать, особенно перед праздниками, просто не хватает рук. Для физических лиц штраф составляет от 2,5 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 15 до 20 тысяч, а для юридических лиц - от 500 тысяч до миллиона рублей. Мало того, к этой сумме добавляется компенсация за нанесенный природе ущерб в размере, внимание, 450 рублей за каждый уничтоженный цветок! Так что отделаться парой тысяч рублей и продолжить торговать вряд ли удастся.
- Даже скромный букетик подснежников может потянуть на десятки тысяч взыскания. Об этом следует помнить всем, кто делает бизнес на уничтожении природных сокровищ полуострова, - отметили экологи и напомнили историю, когда предприимчивому крымчанину подснежники к 8 Марта обошлись в 25 миллионов рублей!.
Дело было в феврале 2016 года, когда житель крымского села Партизаны Кировского района Крыма решил перед 8 Марта отправить в Москву несколько ящиков подснежников. Цветы он отправил в столицу автобусом в ящиках, однако на Керченской паромной переправе груз остановили и изъяли сотрудники экологического поста. А Кировский районный суд Крыма оценил ущерб за сорванные 5600 подснежников в 25,2 миллиона рублей штрафа.