издается с 1879Купить журнал

"Восстание передали точно, жаль некоторые сцены отзеркалили", - эксперт о фильме "Союз спасения"

06 марта 2024

Во время следствия по делу декабристов генерал-майор Михаил Федорович Орлов - без малейшей боязни ответственности за свои слова - написал в показаниях, что сложись обстоятельства времени и места по-другому, заговорщики могли бы захватить власть. "Но к несчастию их, обстоятельства созрели прежде их замыслов и вот отчего они пропали".

Кадр из сериала "Союз спасения".

Первый канал. Дирекция кино.

Кадр из сериала "Союз спасения".

Прочитав эти показания, Николай I дважды их подчеркнул карандашом, отчеркнул на полях и отметил восклицательным знаком - столь сильна была эмоциональная реакция императора. Он прекрасно понимал: 14 декабря 1825 года восставшие гвардейские части могли победить.

Серия 6. "Ангелы танцуют"

Создатели фильма "Союз спасения" во всех сериях напористо педалируют мысль, что у членов тайного общества были важные и весьма влиятельные покровители в верхних эшелонах власти. В одной из предыдущих серий тайный советник и член Государственного совета Михаил Михайлович Сперанский (Максим Аверин) откровенно говорит Кондратию Федоровичу Рылееву (Антон Шагин), что его назначение на пост правителя дел Российско-Американской компании было устроено им, Сперанским, совместно с членом Государственного совета адмиралом Николаем Семеновичем Мордвиновым (Сергей Колтаков) и другими важными персонами, имена которых он не называет. Затем сам Рылеев, беседуя с членами тайного общества, весьма прозрачно намекает на свои новые связи со значительными лицами.

Правителю дел Российско-Американской компании полагалась роскошная и просторная служебная квартира. "Мы с женой раньше так никогда не жили", - констатирует Рылеев, беседуя со Сперанским. Именно на эту квартиру и приходит адмирал Мордвинов, чтобы лично предупредить Рылеева о предстоящей присяге императору Николаю I. Тайное общество узнает важную государственную тайну - и готовится начать действовать. Так служебная квартира Рылеева превращается в штаб заговорщиков.

Во время бурных совещаний на квартире у Рылеева были высказаны два противоположных подхода, касающихся тактики предстоящего восстания. Один ориентировался на строгий, математически точный учет сил и на их наиболее рациональное, с точки зрения бескровного захвата власти, использование.

Для успеха этого плана нужна была абсолютная уверенность в нескольких гвардейских полках. Так полагал гвардии полковник князь Сергей Петрович Трубецкой (Максим Матвеев), назначенный диктатором восстания. Князь Трубецкой, как показало следствие по его делу, разработал план действий, предполагавший следующие пункты: "внушить в солдатах сомнение к отречению цесаревича, возбудить их к мятежу, вооруженною силою заставить Сенат объявить манифест о собрании депутатов, учреждении Временного правления и арестования императорской фамилии, так же занять дворец и крепость" .

Но каким образом можно было узнать умонастроение солдат и их реакцию во время предстоящей присяги Николаю? На основе чего можно было сделать прогноз, причем, говоря современным языком, прогноз краткосрочный? Не путем же социологического исследования! Впрочем, своеобразный опрос общественного мнения был проведен Рылеевым: собирая на своей квартире молодых офицеров, он настойчиво добивался от них сведений о том, на какие полки может надеяться тайное общество.

Другой подход к тактике восстания исходил из решающей роли революционного энтузиазма: "Надобно нанесть первый удар, - говорил Рылеев 13 декабря 1825 года, а там замешательство даст новый случай к действию... успех революций заключается в одном слове: дерзайте!" Но эта мысль была высказана Рылеевым 13 декабря уже после окончания совещания у него на квартире и не оказала существенного влияния на ход восстания. А ведь Рылеев вплотную подошел к открытию важнейших законов революционной тактики!

Рылеев не боялся неудачи и сознательно обрекал себя и своих товарищей на жертву. В одной из предыдущих серий "Союза спасения" Кондратий Федорович с чувством декламирует свои стихи:

  • Известно мне: погибель ждет
  • Того, кто первый восстает
  • На утеснителей народа, -
  • Судьба меня уж обрекла.
  • Но где, скажи, когда была
  • Без жертв искуплена свобода?

Очень важную услугу тайному обществу оказал военный генерал-губернатор столицы генерал от инфантерии граф Михаил Андреевич Милорадович (Александр Домогаров). Он, в чьих руках была полиция, не только не предпринял никаких мер, чтобы арестовать заговорщиков, но и ранним утром 14 декабря 1825 года отправился к балерине Екатерине Телешевой (Мария Ахмедзянова), с которой, судя по воспоминаниям современников, был в коротких отношениях. Весьма выразительно, красочно и зрелищно изображенный прощальный визит графа к балерине - одна из лучших сцен в многосерийном фильме. Этот факт исторически достоверен. Автор новейшей биографии Милорадовича аргументированно утверждает: "Многие склонны объяснять поведение графа Милорадовича его исключительным легкомыслием. Думается, что это не так - просто он ушел со сцены, предоставив полную свободу действия гвардейским заговорщикам" .

Тайное общество не упустило этот шанс и ранним утром 14 декабря вывело на площадь перед Правительствующим Сенатом большую часть лейб-гвардии Московского полка, к которым спустя некоторое время присоединился Гвардейский морской экипаж и лейб-гренадеры. Однако было уже слишком поздно. Сенат еще в 7 часов утра присягнул Николаю I, который с этой минуты стал законным государем, а его противники - мятежниками.

Однако князь Трубецкой продолжал надеяться на присоединение новых частей к восставшим, полагая, что им надо продержаться до вечера, после чего князь рассчитывал начать переговоры с Николаем. Адмирал Мордвинов, хорошо изучивший характер нового императора, объясняет князю беспочвенность подобных надежд. "Он умрет, но не уйдет с престола, не уступит. Русские стреляют в русских! Вы все утопите в крови!!!"

И мы воочию видим эту кровь, пролитую каждой из сторон.

Благодаря квалифицированным консультациям авторитетных исторических реконструкторов, восстание на Петровской (Сенатской) площади запечатлено с максимально возможной точностью. Жаль только, что при монтаже мастерски снятых кинокадров некоторые из них вошли в фильм в зеркальном варианте (видно по орденам и аксельбантам).

Зритель может ощутить эффект присутствия и понять, какие эмоции испытывали непосредственные участники событий на площади - как с одной, так и с другой стороны. Психологическая мотивация противоборствующих сторон показана убедительно и многогранно. История эмоций людей давно прошедшей эпохи передана с большой художественной выразительностью. Все хорошие люди. У каждого своя правда. И внимательный зритель сопереживает каждому персонажу.

Гибель графа Милорадовича воспринимается как подлинная трагедия. Милорадович прекрасно понимает: с воцарением Николая его звезда закатилась. Отставной поручик Петр Григорьевич Каховский (Сергей Агафонов) подло стреляет легендарному военачальнику в спину, а поручик лейб-гвардии Финляндского полка князь Евгений Петрович Оболенский (Дмитрий Лысенков) ранит графа штыком солдатского ружья. Увидев истекающего кровью смертельно раненого Милорадовича, командир лейб-гвардии Конного полка генерал-адъютант Алексей Федорович Орлов (Александр Устюгов), до той поры не желавший подавлять восстание, перестает колебаться, приказывает трубить сбор и ведет полк в атаку на каре мятежников. Раздаются выстрелы. Проливается первая кровь…

Император Николай I (Иван Колесников) проявляет твердость и приказывает артиллерии открыть огонь по восставшим. "Жестокость они мне могут простить, слабость - никогда". Иван Колесников, даже внешне очень похожий на молодого Николая Павловича, филигранно сыграл свою роль - исторически точно и психологически верно.

На следующий день знатная петербургская дама графиня Мария Дмитриевна Нессельроде напишет в письме: "Приводимые солдаты плачут, говоря, что их обманули. Тем, что государь держал себя столь мужественно, всюду показываясь войскам и находясь вблизи них, он многих удержал от выступления. Если бы Людовик XVI так же сел на коня, французская революция была бы приостановлена" .

Во время агонии граф Милорадович вспоминает свой прощальный визит к балерине Катеньке Телешовой и ее бесподобный танец.

Так танцуют ангелы.

Читайте обзоры на "Союз спасения" историка доктора философских наук Семена Экштута: первая серия, вторая серия, третья серия, четвертая серия, пятая серия.