Сибирский штаб РСО предложил расширить возможности летнего трудоустройства подростков

На фоне острого кадрового дефицита отношение власти к стремлению учащейся молодежи поработать на каникулах заметно меняется. Однако если в летней занятости студентов в последнее время наблюдается настоящий прорыв, то в организации трудоустройства подростков существует масса бюрократических препятствий, отпугивающих работодателей.

Работа школьников во время каникул в той или иной мере организована во всех субъектах РФ. По данным минтруда России, год назад через центры занятости было трудоустроено 570 725 ребят. Правда, эта статистика не отражает объективной картины.

- Мы как организация, которая занимается несовершеннолетними, отмечаем, что из года в год растет запрос на их трудоустройство. Ребят, желающих поработать летом, становится все больше, а вот предприятия на этот спрос реагируют слабо. Поэтому, чтобы устроить всех желающих, вакантные ставки дробят. Цифры получаются хорошие, а результаты - не очень. За укороченное время практики подростки не успевают адаптироваться, погрузиться в трудовой процесс и получают поверхностные знания и опыт, - поясняет зампред правления РСО Алексей Потейко.

По словам экспертов, работодателям интересно, чтобы школьники и студенты трудились на предприятии как можно дольше, "зацепились" на производстве и по окончании учебы влились в коллектив. Сейчас приходится тратить много времени на текучку - заниматься инструктажем, прохождением медкомиссии, адаптацией и обучением новичков. Если социально ориентированные муниципальные предприятия еще тянут эту лямку, то предприниматели упираются.

При этом в условиях растущего кадрового дефицита запрос у бизнеса на труд несовершеннолетних вырос многократно. Однако неоправданные риски, усиленный контроль надзорных органов, непрозрачность системы трудоустройства ощутимо тормозят движение навстречу. И пока предприниматель не получит реально работающий экономический механизм, позволяющий решать производственные задачи и приносить прибыль, этот камень не сдвинуть.

Между тем примеры грамотно выстроенных отношений есть. Речь идет о студенческих отрядах, активно сотрудничающих с бизнесом, и прирастающих ежегодно более чем на двадцать процентов.

Понятно, что в сравнении с студотрядами, занятость несовершеннолетних - это более социальная задача. Родителям важно, чтобы дети летом не болтались без дела, приносили пользу, могли заработать на карманные расходы и были под надежным присмотром. Работодатели заинтересованы максимально застраховать себя от любых рисков. РСО предлагает ввести простой, понятный механизм взаимодействия, который бы устроил всех.

- Речь идет о едином операторе занятости несовершеннолетних, работающим на условиях одного окна и действующим в интересах всех участников безопасного трудоустройства школьников. Оптимально для этой роли подходит молодежная общественная организация "Российские студенческие отряды", - отмечает Алексей Потейко. - Оператор будет заключать договоры с компаниями, создавать условия для подготовки ребят по рабочим и иным профессиям. Возьмет на себя все юридические тонкости, фактическое трудоустройство, вопросы безопасности, общение с родителями, проверяющими органами и другие вопросы.

Всем этим РСО применительно к стройотрядам занимается очень давно и плодотворно. А если организовать в регионах "Губернаторский трудовой отряд подростков", создав систему поддержки и сопровождения малого и среднего бизнеса, это может стать стимулом для массового участия предпринимателей в летней занятости школьников.

Еще одно важное условие - пересмотр нормативной базы, создание перечня профессий, разрешенных для трудоустройства несовершеннолетних в образовательной и социальной сферах, на предприятиях ВПК, в сельском хозяйстве.

По словам экспертов, крайне важно пересмотреть надуманные ограничения и запреты. Сейчас, например, подросток на рабочем месте может поднимать не более двух с половиной килограммов веса, хотя сумка с ежедневным набором продуктов весит вдвое больше. Ему запрещено работать помощником воспитателя или вожатого в летнем лагере, помогать персоналу в детсадах. Красить заборы на свежем воздухе, участвовать в ремонте школы ребятам старше шестнадцати лет тоже запрещено. Отмена только этих ограничений способна дополнительно привлечь в сферу ЖКХ более ста тысяч школьников.

Пока же, по сравнению с 2010 годом, рабочих мест для них стало наполовину меньше. И только один из шести подростков, подавших заявки, может получить работу на каникулах.важное условие - пересмотр нормативной базы, создание перечня профессий, разрешенных для трудоустройства несовершеннолетних в образовательной и социальной сферах, на предприятиях ВПК, в сельском хозяйстве.

По словам экспертов, крайне важно пересмотреть надуманные ограничения и запреты. Сейчас, например, подросток на рабочем месте может поднимать не более двух с половиной килограммов веса, хотя сумка с ежедневным набором продуктов весит вдвое больше. Ему запрещено работать помощником воспитателя или вожатого в летнем лагере, помогать персоналу в детсадах. Красить заборы на свежем воздухе, участвовать в ремонте школы ребятам старше шестнадцати лет тоже запрещено. Отмена только этих ограничений способна дополнительно привлечь в сферу ЖКХ более ста тысяч школьников.

Пока же, по сравнению с 2010 годом, рабочих мест для них стало наполовину меньше. И только один из шести подростков, подавших заявки, может получить работу на каникулах.

Компетентно

Ирина Варнавская, заместитель министра труда и социального развития Омской области:

- Мы поддерживаем инициативу руководства стройотрядов Сибири, имеющих многолетний опыт работы с молодежью. В регионе ежегодно трудоустраивается более восьми тысяч ребят в возрасте четырнадцати-восемнадцати лет. Однако работают они, как правило, в государственном или муниципальном сегментах. А вот работодатели внебюджетного сектора экономики создают крайне мало таких рабочих мест. К сожалению, перечень работ, в которых могут быть заняты подростки, ограничен. Поэтому часть работодателей, готовых принять подростков, просто не может этого сделать. Надо искать способы этот перечень расширять. Создание единого оператора по работе с подростками тоже заслуживает внимания. Мы уже изучаем ее совместно с другими регионами.