Поделиться

    Развитие индустрии красоты на Урале сдерживает дефицит кадров

    Перед большими праздниками записаться на укладку или маникюр бывает непросто: все дамы хотят выглядеть свежими и ухоженными. Ну а самим сотрудницам салонов (большинство работающих в этой сфере тоже женщины) приходится работать в поте лица: перед 8 Марта, как говорится, день год кормит. "Российская газета" решила узнать, чем живет индустрия красоты Среднего Урала, и не только в праздники.
    Делая выбор, современные потребители оценивают качество работы мастеров и оснащение салона.
    Делая выбор, современные потребители оценивают качество работы мастеров и оснащение салона. / Татьяна Андреева/РГ

    Простор для роста

    Решение работать в этой сфере у Маргариты Беловой созрело еще в старших классах: в школе все носили одинаковую форму и выглядели скромно, без изысков, выделиться среди сверстниц можно было лишь за счет прически или стильной стрижки. Впоследствии, обучаясь в санкт-петербургском лицее "Локон", Маргарита усвоила главное правило профессионалов: "Любовь к красоте - это вкус, а создание красоты - искусство".

    - С тех пор эта фраза вела меня по всем конкурсам профмастерства и стала девизом, - рассказывает основательница сети уральских салонов красоты.

    Набравшись опыта, подкрепив его медалями и кубками престижных состязаний, Белова сначала из простого парикмахера стала руководителем, а затем открыла собственное дело. Сейчас у бизнес-леди два салона, в подчинении 32 сотрудника. Скоро откроется третья студия красоты. При помощи Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Маргарита внедрила новые терминалы и онлайн-кассы, оформив льготный заем. Он позволил ей закупить широкий ассортимент косметических средств - чтобы не сдерживать фантазию сотрудников.

    - Замечаю, что клиенты хотят обслуживаться у молодых мастеров, поскольку считают, что те следят за модой. Хотя на самом деле опытный специалист может и в этом превосходить новичка. В моде всегда индивидуальность и уникальность, поэтому прошу сотрудников заранее обсуждать желаемый результат с клиентом, - поясняет владелица бизнеса.

    80 процентов выпускников трудоустраиваются в тот же год, самых талантливых расхватывают моментально

    Одна из самых сложных задач в этом бизнесе - подбор кадров. На рынке труда сегодня дефицит буквально во всех сферах, а в этой требуются не просто работники, а люди с креативной жилкой.

    - Каждый год я беру по два-три практиканта, делюсь знаниями и опытом. Отмечаю, что уровень их подготовки слабоват. Мне очень бы хотелось, чтобы колледжи заключали договоры о сотрудничестве с салонами красоты, а стажировка начиналась как можно раньше. Необязательно стажеру сразу работать с клиентом, пусть для начала учатся друг на друге. Чтобы молодой мастер начал зарабатывать, нужны знания и опыт работы в разных техниках, - говорит Маргарита.

    Учатся творить

    По словам Беловой, в индустрии красоты профессионал может зарабатывать неплохие деньги - 80-100 тысяч рублей. Однако зарплата не единственный стимул, ведь сфера творческая. Как отмечают представители бизнес-сообщества, год от года растет количество желающих проявить себя и заполучить в портфолио диплом статусного соревнования. К примеру, в прошлом году в ХХII открытом чемпионате по парикмахерскому искусству приняло участие свыше 400 мастеров, из них более половины были студентами и преподавателями учреждений СПО Свердловской области.

    Как рассказала заместитель директора по учебной части колледжа "Стиль" Надежда Белоносова, шесть предприятий на постоянной основе принимают студентов на практику. Лучшим из них после получения диплома предлагают трудоустройство.

    - Колледжу более 80 лет. Каждый год мы выпускаем 25 парикмахеров - квота установлена министерством образования региона. 80 процентов ребят трудоустраиваются в тот же год, самых талантливых расхватывают моментально. Также наше учебное заведение по программе "Содействие занятости" проводит курсы для людей, готовых сменить профессию. Как правило, набираем в год две группы по 15-20 человек. Третий поток слушателей, одна группа в год, идет на платные курсы,- поясняет, как пополняются ряды парикмахеров, Надежда Белоносова.

    В Уральском колледже бизнеса, управления и технологии красоты рассказали, что с этого года ввели в практику целевые договоры. Три ведущих профильных компании стали партнерами образовательного учреждения: начиная со второго курса студенты набивают руку и растут вместе с компанией, участвуя в конкурсах профмастерства (обычно бизнес частично оплачивает взнос за новичка) и различных социальных благотворительных акциях. Кроме того, сотрудники компании принимают участие в итоговой аттестации студентов.

    - В этом году выпустим два десятка парикмахеров, а в следующем ожидаем увеличения квоты до 50 человек, - сообщила завотделением индустрии красоты и дизайна Валерия Беседина.

    Успешны те, кто ищет

    По словам Бесединой, у студентов-парикмахеров хорошие перспективы. Например, можно освоить одно из модных направлений - плетение дредов и африканских косичек, и это весьма прибыльно: за 4,5 часа работы мастер может заработать 15 тысяч рублей.

    Но, чтобы добиться успеха в этой сфере, нужно всегда быть в тренде, постоянно осваивать что-то новое. По словам Маргариты Беловой, квалифицированных мастеров, к которым клиенты хотят возвращаться снова и снова, очень мало. Кстати, современные потребители очень внимательно отслеживают отзывы в интернете. У рейтинговых заведений, где работают титулованные мастера, спрос на услуги устойчив. Правда, специалисты высокого класса нередко перебираются в другие крупные города, так что кадровая проблема с повестки не снимается. Предпринимателям приходится держать руку на пульсе и подбирать мастеров, владеющих самыми современными техниками.

    - Мои коллеги отмечают тенденцию: клиент старается прийти в салон красоты не только подстричься, но выполнить сразу несколько процедур. Хорошие компании готовы предлагать комплексный сервис, скажем, к парикмахерским услугам добавляется эстеткосметология, - добавляет Виктория Беседина.

    - В ближайшей перспективе индустрия красоты будет только набирать обороты, а дефицит кадров - расти. Стартовать в этом бизнесе довольно просто: нужно помещение площадью 70-80 квадратных метров и минимум оборудования, затраты составят 1,5-2,5 миллиона рублей и окупятся за один-два года. А вот вопрос, как вырастить хороших мастеров, остается актуальным для руководителей салонов, - заключает Маргарита Белова.

    Справка РГ

    В Свердловской области в индустрии красоты работают около 3,4 тысячи предприятий, за последние пять лет их количество выросло примерно на 15 процентов. По данным министерства АПК и потребительского рынка региона, оборот в сфере парикмахерских и косметических услуг в 2023 году составил 2,3 миллиарда рублей, увеличившись на два процента по отношению к 2022 году.

    Поделиться