Почему пилоты индонезийского самолета заснули в полете

Авиационные эксперты анализируют нашумевший случай: самолет индонезийской авиакомпании Batik Air отклонился от курса из-за уснувших пилотов.
AP Photo/Achmad Ibrahim

По данным СМИ, инцидент произошел во время полета в Джакарту. Спустя несколько минут после взлета и набора высоты, один из пилотов спросил у своего коллеги, может ли он отдохнуть, и получил утвердительный ответ. Однако позже заснул и второй пилот.

Серьезной опасности была подвергнута жизнь 153 пассажиров, находящихся на борту. К счастью, все обошлось. Сообщается, что Министерство транспорта Индонезии объявило выговор авиакомпании Batik Air, а обоих пилотов временно отстранили от полетов.

Надо сказать, что это далеко не первый случай засыпания летчиков в полете. Так, в августе 2022 два пилота национальных авиалиний Эфиопии Ethiopian Airlines не просто уснули во время полета, когда самолет находился на высоте 37 тысяч футов (примерно 11,2 тысячи метров), но и проспали аэропорт назначения, чудом посадив лайнер. Подробности публиковал авиационный вестник Aviation Herald.

В 2009 году пилоты Northwest Airlines временно потеряли радиосвязь с авиадиспетчерами и, по-видимому, промахнулись над пунктом назначения: пролетели мимо аэропорта Миннеаполиса. Инцидент расследовался как возможный случай, когда пилоты задремали за штурвалом. А годом раньше пассажирский самолет из Гонолулу пролетел мимо аэропорта Хило из-за того, что пилоты тоже спали: диспетчеры не могли до них докричаться восемнадцать минут…

Регулярность случаев засыпания за штурвалом самолета заставила Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) снизить нормативы по максимальной продолжительности рабочего дня пилотов.

Есть такое понятие, как контролируемый отдых в кабине летного экипажа. Использование контролируемого отдыха рассматривается как средство безопасности, подчеркивают авиационные эксперты. Поэтому оно должно происходить в исключительных случаях, а не регулярно. В противном случае это означает, что существует проблема усталости, которую необходимо решить регулирующим органам и операторам.

Во время контролируемого отдыха одного летчика, другой - не отдыхающий - должен выполнять обязанности управляющего пилота и пилота по мониторингу. Он не может покидать свое место по любой причине, включая физиологические перерывы.

- Позиция Международной федерации ассоциаций пилотов воздушных линий IFALPA по мерам борьбы с усталостью в кабине экипажа признает контролируемый отдых как одну из нескольких контрмер, которые могут быть использованы в случае неожиданного наступления усталости или при снижении бдительности, - замечает генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов Сергей Мельниченко. - В частности, позиция IFALPA гласит:

"Все члены экипажа обязаны перед полетом надлежащим образом отдыхать. На всех этапах полета каждый член экипажа, обязанный нести дежурство в кабине летного экипажа, должен поддерживать бдительность. Однако, если возникает неожиданная усталость или снижение бдительности, могут быть использованы соответствующие меры борьбы с усталостью.

К таким мерам противодействия относятся физические упражнения, яркое освещение кабины, интеллектуальные упражнения и, когда это возможно, контролируемый отдых на обычных местах экипажа по усмотрению командира. Такие контрмеры в кабине летного экипажа не могут быть запланированы до полета и никогда не могут быть использованы для продления сроков дежурства в качестве альтернативы усилению экипажа или рассматриваться как часть периода отдыха для целей расчета полетного времени".