Главной соперницей серьезного по теме и сложного по художественной структуре "Оппенгеймера" считалась музыкальная комедия "Барби" о похождениях популярнейшей куклы: рекорды сезона в прокате побили обе картины, разрушив стереотипное мнение, что широкая публика предпочитает только развлекательное кино. А итоги голосования более чем десяти тысяч академиков развенчали и легенду о том, что "Оскар" поддерживает в основном коммерческие проекты: "Оппенгеймер" сочетает кассовую эффективность с актуальностью и художественным качеством. "Барби", стоявшей в десятке претендентов на главный приз, достались только второстепенные премии. По этому поводу Гослинг в утешение спел свой хит из фильма I`m Just Ken, сорвав овации зала.
Я ошибся, прогнозируя приз за лучшую женскую роль актрисе из коренного населения Североамериканского континента Лили Глэдстоун в социальной драме Мартина Скорсезе "Убийцы цветочной луны" - преувеличил конъюнктурные соблазны для членов Киноакадемии. Она замечательно сыграла женщину племени осейдж, разбогатевшего на нефти, запасы которой неожиданно нашли в недрах бросовой, как считали "белые", земли, но все же уступила первенство Эмме Стоун. В фильме Йоргоса Лантимоса "Бедные-несчастные" ей досталась технически сложная, требующая актерской отваги роль женщины с пересаженным ей мозгом младенца. Получая своего второго "Оскара", Эмма Стоун поблагодарила своих замечательных соперниц по номинации и свою дочь: "На днях ей исполнится три года, и она расцветила нашу жизнь красками Техниколора!". Фильму вручили также приз за лучшие костюмы. "Оскар" за женскую роль второго плана по справедливости достался чернокожей актрисе Давайн Джой Рэндольф, сыгравшей Мэри Лэмб, мудрую повариху мужского колледжа в фильме "Оставленные".
Среди полнометражных анимаций победу предсказуемо одержал японский классик Хаяо Миядзаки со своим итоговым, как он заявил, фильмом "Мальчик и птица".
"Оскара" в секции "Лучший международный фильм" получила снятая на немецком драма Джонатана Глейзера "Зона интересов". Трагедия Холокоста здесь передана через контраст буколических картинок жизни семьи коменданта концентрационного лагеря Освенцим оберштурмбанфюрера СС Рудольфа Гёсса - жены и пятерых его детишек, благоденствующих у бассейна, принимающих гостей, разводящих цветочки под аккомпанемент отчаянных криков жертв "фабрики смерти" за увитой виноградом стеной. Этот душераздирающий саундтрек принес картине еще одну награду - за лучшее звуковое решение.
За сценарное мастерство награждены Корд Джефферсон, автор экранизации "Американского чтива" и - за оригинальный сценарий - Жюстин Трие и Артур Харари ("Анатомия убийства").
Совсем без наград - думаю, тоже справедливо - остался байопик "Маэстро" в режиссуре Брэдли Купера, он же сыграл главную роль композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. В центре картины - его сложные взаимоотношения с любовью всей жизни актрисой Фелицией Монтеалегре, и эта тема, склонившая фильм к банальным общим местам, по-моему, увела в тень уникальность личности гениального музыканта и творца.
Давайн Джой Рэндольф ("Оставленные". "Оскар" за роль второго плана).
"Оскар" для вас стал неожиданностью?
Давайн Джой Рэндольф: Совсем нет. Я всегда верила в себя, даже до того, как получила от Александра Пейна предложение сыграть эту роль. Меня нелегко уговорить, но я прочла сценарий и поняла, что эта женщина, Мэри, - редкий шанс сыграть такую глубокую, многогранную личность. Нам, афроамериканским актерам, и особенно женщинам, нечасто выпадает такая удача.
Как вам работалось с Александром Пейном?
Давайн Джой Рэндольф: Это был удивительно интимный процесс: Александр - очень деликатный режиссер. Он всегда принимал во внимание мое мнение. И хотя у нас случались какие-то мелкие распри, особенно по поводу сигарет (я не привычна к курению), все разрешалось очень быстро. Мы снимали на натуре, шел настоящий снег, было неимоверно холодно, и это подстегивало - люблю дискомфорт. Я долго готовилась к роли, представляла себе характер Мэри, историю ее жизни, ее горе. А перед съемками дурачилась, шутила, расслаблялась, и это помогало мне войти в кадр другим человеком. Александр это не очень поощрял, но и не противился.
Роберт Дауни-младший ("Оппенгеймер". "Оскар" за роль второго плана).
Вы один из самых талантливых и любимых актеров своего поколения. От вас многого ждут, но в роли бюрократа адмирала Льюса Страуса как-то не очень представляли.
Роберт Дауни-младший: А вот Крис Нолан представлял. Прочтя сценарий, я понял: эта роль может стать новой страницей моей карьеры. Хотя понятия не имел, как его играть, этого антагониста главного героя. Но такой шанс сыграть у Нолана выпадает раз в жизни.
Каково вам, комику по натуре, было играть такую застегнутую на все пуговицы отрицательную личность?
Роберт Дауни-младший: Это было как обратная сторона зеркала: отразить неизведанную сторону самого себя. А познавать себя в 58 лет - чрезвычайно занятно.
Эмма Стоун. ("Бедные-несчастные". Оскар" за главную женскую роль).
Говорят, фанаты спорили на большие деньги: кто победит - Лили Глэдстоун или вы. Поздравляю: академики оценили вашу самоотверженную игру.
Эмма Стоун: Спасибо большое. Не знаю почему, но я все время плачу. Наверное, это нервный срыв: жаль расставаться с ролью Беллы. Это моя любимая героиня. Хотела бы я быть такой же наивной, раскованной, сексуально раскрепощенной. Я рассматриваю эту картину как романтическую комедию, где Белла влюбляется не в героя, а в саму жизнь. Это романтичнее, чем "Ла-Ла-Лэнд". И значительнее.
Это ваша третья картина с Йоргосом Лантимосом. Как с ним работается?
Эмма Стоун: У нас нет ничего общего, и вместе с тем мы одно целое - дополняем друг друга. Я ему доверяю, причем он, как и я, не любит заумничать! Дает волю твоим фантазиям - и это как свободный полет.
Кристофер Нолан ("Оппенгеймер". Оскар" за лучшую режиссуру).
Почему решили снимать этот фильм именно сейчас?
Кристофер Нолан: Он актуален как никогда. Мы живем в мире Оппенгеймера и будем жить в этом мире вечно. Он дал миру возможность себя уничтожить.
Но ведь мы с детства знали, что такое бомба, уничтожившая Хиросиму и Нагасаки!
Кристофер Нолан: Мне нужен был какой-то толчок, чтобы осознать: я к фильму готов. Таким толчком стала книга "Американский Прометей", дала мне уверенность. Хотелось передать противоречивость натуры Оппенгеймера от амбициозности до наивного представления, что если мы изобретем эту штуку, то никогда ею не воспользуемся.
Вы окружили себя первоклассными актерами…
Кристофер Нолан: Просто я старался облегчить себе задачу: чем копаться в фактах, я попросил их изучить досконально свои персонажи, базируясь на "Американском Прометее". Как видите, я прагматик. Помните сцену дискуссии в классной комнате - это чистая импровизация и полностью их заслуга.
Подготовила Марина Очаковская, Лос-Анджелес