Животные жили в усадьбе богатого охотника в районе Сватово-Кременная. Когда началась спецоперация, хозяева сбежали на запад Украины, бросив зоопарк на произвол судьбы - там еще остались бараны и лебедь. Баранов выпустили на волю, за остальными животными два года ухаживала пожилая пара из того же селения: чистила клетки, кормила кашей с тушенкой. Но, во-первых, старикам это довольно обременительно, во-вторых, диким животным нужен более сбалансированный уход и рацион. Наконец, местность прифронтовая, канонада слышна практически постоянно, случаются прилеты в само село, что не добавляет зверям спокойствия и здоровья.
Пара обратилась за помощью к солдатам - в селе базируются воронежские саперы, а те рассказали о ситуации волонтеру Елене Головань, которая с начала СВО помогает землякам из столицы Черноземья. Система обеспечения нужд фронта у Елены отлажена, есть финансовый фонд, спонсоры и партнеры. К ситуации с брошенными животными подключились власти: областное правительство, центр управления регионом, администрация города, ветклиника "Друзья" и другие добрые люди. На следующий день план операции по вывозу зоопарка в безопасное место был готов.
В прицеп УАЗа "Патриота" (и то, и другое подарено спонсорами для поездок на фронт) погрузили клетки, корм, необходимый инвентарь и поехали. На дело с Еленой отправились двое водителей. Один из них - охотник и военный с позывным Волчара - руководил пересадкой зверей в клетки. Расстояние туда и обратно - 900 километров - преодолели вместе с погрузкой за 27 часов. Всего с момента, когда Елена узнала о животных, до их прибытия в Воронеж прошло меньше трех суток.
Зверей поместили на карантин в городской зоопарк. Выглядят они ухоженными, осмотр специалистов тоже проблем не выявил. Но после мучительного путешествия (водители старались везти бережно, однако дорога в нужном направлении, мягко говоря, отвратительная) стараются пока не выходить из убежищ. После карантина звери останутся в зоопарке. Краснокнижного лебедя вывезти из ЛНР гораздо сложнее - но Елена и ее команда что-нибудь придумают.