Россия увеличит прокачку западносибирской нефти на восток

Россия увеличит прокачку западносибирской нефти к трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на 5 млн тонн. По ВСТО поставки идут в Китай и к дальневосточному порту Козьмино, и далее на экспорт. Рост объемов поставок станет возможным благодаря реконструкции Ачинской линейной производственно-диспетчерской станции (Ачинская ЛПДС), которую проводит "Транснефть". Завершение работ и пуск обновленной станции запланирован на 30 июля 2024 года.
Юрий Смитюк/ТАСС

В компании подчеркивают, что увеличение пропускной способности Ачинской ЛПДС необходимо для обеспечения стабильной загрузки ВСТО, за счет поставок нефти из Западной Сибири. В том числе, в случае снижения объемов добычи нефти Восточной Сибири.

Увеличение прокачки нефти по ВСТО на 5 млн тонн - это около 2% от всего российского экспорта нефти, чуть менее 5% от всех наших поставок ее в Китай и более 6% от мощности самого трубопровода. Это позволит загрузить трубу по максимуму, но все же более важен даже не сам факт увеличения экспортных поставок, а рост объемов прокачки в этом направлении нефти Западной Сибири - нашего главного нефтедобывающего региона (более половины нефти России добывается здесь, 5 млн тонн - около 2,5% от среднего уровня производства нефти в Западной Сибири).

Регион всегда был больше ориентирован на внутренний рынок, а также экспорт нефти и нефтепродуктов в Европу. После эмбарго ЕС на импорт нашего сырья в декабре 2022 года, почти весь экспорт нефти отсюда пришлось переориентировать на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но отправлялись эти грузы в основном из западных портов России - Балтийского и Черного морей. Естественно, сильно выросли логистические затраты. Которые еще больше увеличились после разрастания конфликта на Ближнем Востоке, вынудившего многих перевозчиков российской нефти отказаться от маршрута доставки через Суэцкий канал и Красное море, в пользу более длинного пути вокруг Африки. Теперь еще некоторая часть этой "затратной" нефти (поставки в этом направлении уже были) получится отправить либо сразу в Китай, либо к порту Козьмино на Дальнем Востоке, то есть близко к конечным потребителям нашего сырья.

Второй момент связан с потолком цен на нашу нефть (60 долларов за баррель), запущенным странами G7, ЕС и Австралией также в декабре 2022 года. Потолок не соблюдается строго всеми импортерами, но более "смелыми" все же оказываются китайские компании. Нефть из западных портов России, то есть та которая шла из Западной Сибири, в большей степени поставлялась в Индию - путь короче. К тому же технически контролировать соблюдение потолка цен инициаторам санкций проще отслеживая танкеры, идущие через половину континента, останавливающиеся в портах разных стран. А вот отследить короткие поставки в страны АТР с Дальнего Востока достаточно проблематично.

Также важно, что рост прокачки в восточном направлении сделает более надежным снабжение нефтью местных нефтеперерабатывающих и химических предприятий. Хотя едва ли это решит проблемы Сибири и Дальнего Востока с обеспечением топлива. Здесь больше трудностей с доставкой нефтепродуктов до покупателя, нежели с объемами их выпуска.

Поставки вырастут благодаря реконструкции Ачинской линейной станции

Пропускная способность нефтепроводов на участке от Анжеро-Судженска до Ачинска вырастет с 59 млн до 65 млн тонн нефти в год, а от Ачинска до Тайшета (точка начала ВСТО) с 53 млн до 58 млн тонн нефти в год. Кроме того, модернизация Ачинского ЛПДС обеспечит возможность отгрузки до 7 млн тонн нефти в год в цистерны для поставок по железной дороге на экспорт в Китай или в направлении порта Козьмино.

Впрочем, для роста поставок по железной дороге есть инфраструктурные препятствия, связанные с ее пропускной способностью. Достаточно лишь вспомнить, что в этом же направлении отгружается на экспорт российский уголь и объемы этих поставок ограничены. А для отправки 7 млн тонн нефти по железной дороге понадобиться более 106 тысяч вагонов-цистерн, если каждая из них будет перевозить стандартный вес - 66 тонн нефти.