Федеральный проект "Чистая страна" нацпроекта "Экология" заканчивается в этом году. Что получилось сделать?
Мурад Керимов: Убрали 128 несанкционированных свалок в границах городов и 80 опасных объектов, рядом с которыми проживают 15 млн человек. Очистили 2,2 тыс. га земель. Для сравнения - это площадь Москвы внутри Садового кольца (1940 га). Представьте себе территорию таких размеров, покрытую горами мусора и токсичными отходами.
За это время в министерстве и региональных органах сформированы команды, которые помогают администрировать проекты по ликвидации накопленного вреда, до нас этого на системной основе никто не делал. Получилось решить многие проблемы, в том числе кадровые. В стране не было специалистов, способных разработать грамотный проект и написать хорошее техническое задание. По сути, мы создали новую отрасль и нормативно-правовую оболочку для нее.
Вначале нашей работы все сводилось к тому, что регионы принимали избыточные решения. Например, при ликвидации свалки на полигоне использовали три слоя мембраны, а часто достаточно двух. Мы разбирали каждый проект с органами, которые проводят экспертизы, чтобы сократить затраты. В итоге снизили общую стоимость мероприятий на 10 млрд. Разработали нормативные требования, регулирующие стоимость работ уже на этапе проектирования, сейчас они напрямую зависят от массы отходов, высоты и площади свалки. Сделали так, чтобы документы рассматривались быстрее. В результате завершаем федеральный проект с хорошими показателями.
В этом году завершается уборка 63 свалок, среди них есть очень большие. Например, в Омске, на них жители города акцентировали внимание президента во время "Прямой линии". Крупные свалки убираются в Томске, Нерчинске, Ростове-на-Дону.
К концу 2024 года планируется провести большие работы в Арктике: убрать две несанкционированные свалки в Мурманской области (Мурманск и Заозерск) и четыре свалки в Архангельске.
Еще до конца года ликвидируем 6 опасных объектов в Подмосковье, это крупные полигоны ТКО, а также Широкореченский полигон в Свердловской области и хранилище битума в Татарстане.
Вы говорили про дефицит кадров, а достаточно ли в России производится материалов для этих работ?
Мурад Керимов: Материалы у нас почти все используются российские. Все ориентируются на отечественных производителей.
Сейчас федпроект повлиял на 15 млн человек, какого эффекта вы ждете до конца года?
Мурад Керимов: После реализации всех мероприятий "Чистой страны" качество жизни улучшится для 28 млн. человек.
Есть ли проблемные регионы, которые не хотят заниматься свалками?
Мурад Керимов: Были и такие сложности. У глав регионов есть другие задачи, которые не менее важные. Чтобы помочь субъектам, мы еженедельно проводили штабы, приглашали туда вице-губернаторов. Регулярно заседания проводились под руководством вице-премьера Виктории Абрамченко.
За последние пять лет сменилось немало профильных региональных министров. Губернаторы принимали эти решения в том числе из-за того, что работа по ликвидации свалок велась недостаточно эффективно. Сейчас все налажено и работает. Часто чтобы решить проблемы в субъектах необходимо быстро довести финансирование, без задержек, иначе мероприятие выйдет из графика, эти вопросы всегда на контроле у министра Александра Козлова.
Если не хотите называть аутсайдеров, то назовите лидеров.
Мурад Керимов: Отмечу некоторых, самых активных, например Московскую область, Забайкальский край, Кировскую, Оренбургскую, Омскую, Самарскую, Липецкую, Курскую области. Республики Башкортостан, Татарстан и Чечню.
Вы занимаетесь также опасными объектами федерального масштаба. Всем известна история "Усольехимпрома" и "Красного бора". А есть ли еще в стране такие брошенные предприятия?
Мурад Керимов: Да, есть, это Байкальский ЦБК, который ликвидируется тоже в рамках нацпроекта "Экология", но по другому федпроекту - "Сохранение озера Байкал". Чтобы такие опасные объекты больше не появлялись, Минприроды разработало так называемый "Усольский закон". Теперь компании должны за пять лет до закрытия предприятий обеспечивать финансирование ликвидации накопленных отходов. Просто бросить и уйти уже не получится.
Хоть одна компания заявила уже, что планирует закрыться?
Мурад Керимов: Еще никто не заявил, что планирует закрываться. Важно, что мы создали такой механизм. Если бы этот закон был бы раньше, то таких ситуаций как в Усолье не было. Эта проблема особенно остро строит в промышленных регионах.
Как идет работа над "Генеральной уборкой"?
Мурад Керимов: В послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин поставил задачу продолжить работу по ликвидации накопленного вреда и убрать до 2030 года не менее 50 самых опасных объектов, мы это сделаем в рамках федерального проекта "Генеральная уборка". Регионы нам заявили 2,5 тыс. объектов, где есть загрязнения. Мы их проверили, отсортировали, отобрали из них 1 тыс. Эти объекты расположены ближе всего к людям, природным территориям, соответствуют критериям накопленного вреда. Среди них есть как брошенные предприятия, так и несанкционированные свалки. Туда выходят Росприроднадзор и Роспотребнадзор, обследуют их, определяют уровень негативного воздействия. Сейчас нам важно понять, какие больше всего влияют на здоровье людей и окружающую среду. Так мы можем определить приоритетность, что будет убрано в первую очередь. К концу года сделаем такой перечень. По оставшимся заявкам регионов работа будет продолжена.
Уже обследовано 770 объектов. Из них 39 по заключению Роспотребнадзора обладают высоким риском воздействия на здоровье граждан, треть из них (10 объектов) находится в Арктике.
Важно еще отметить, что в прошлом году регионы получили возможность за счет "окрашенных платежей" ликвидировать накопленный вред. Это средства, поступающие в региональный бюджет от платы за негативное воздействие и экологические нарушения.
Сколько свалок будет обследовано в этом году?
Мурад Керимов: Росприроднадзор сформировал график обследования объектов, их в списке более 230.
Как идет подъем затонувших судов в портах?
Мурад Керимов: Принят закон, который повысил ответственность за умышленное затопление судов. Сейчас мы разбираемся с последствиями бесконтрольного захоронения судов в акваториях в прошлые годы. В 2022-2023 годах на Дальнем Востоке удалено 131 судно, больше всех подняли на Камчатке (в 2022 году - 25 объектов, в 2023 - 30), и в Сахалинской области - 34 судна. В этом году уберем еще 82 - в Чукотском автономном округе, Хабаровском и Приморском краях, в Камчатском крае, в Магаданской и Сахалинской областях.
Будут ли в других регионах подниматься корабли?
Мурад Керимов: Да, в прошлом году совместно с Росморречфлотом провели инвентаризацию, сейчас формируем мероприятия до 2030 года. В первую очередь мы завершим эти работы на Дальнем Востоке. Затем перейдем к Арктической зоне. Предварительно могу сказать, что планируем поднять 151 судно, из них в Мурманской области - 68 судов.