О ситуации на рынке труда во время пресс-конференции в региональном информационном центре Ставрополья рассказала министр труда и соцзащиты региона Елена Мамонтова. Она начала со статистики обращений в ведомство тех, кто ищет возможность зарабатывать:
- В поисках работы к нам обратилась 31 тысяча человек. Мы трудоустроили из них 21 тысячу - почти 70 процентов. В принципе, это достаточно хороший показатель, - говорит Мамонтова. - Но при этом существует напряженность на рынке труда. В среднем на каждого обратившегося приходится минимум пять вакансий. Никаких проблем с работой в крае точно нет. В течение всего 2023 года - и сейчас тоже - у нас постоянно в банке вакансий 33-35 тысяч рабочих мест. Если раньше мы не могли найти человеку работу, то сейчас, наоборот, не можем найти человека на работу.
У кризиса нет определенного "портрета": нужны разные специалисты и разные люди. Взять, к примеру, неквалифицированный труд: Ставрополью требуются сотрудники производственных помещений, разнорабочие, упаковщики. Для одних только уборщиков 1200 вакансий на 200 соискателей.
Про квалифицированных рабочих и говорить нечего: требуются монтажники, бетонщики, каменщики, электрогазосварщики. Требуются и санитарки. На некоторые места сложно найти соискателей, даже несмотря на зарплаты выше средних по региону. Так, каменщиков, бетонщиков, монтажников работодатели пытаются заманить 80 тысячами рублей в месяц и выше, а главным бухгалтерам предлагают и 100 тысяч.
Изменения происходят даже в сфере бюджетных социальных организаций. Если раньше школы искали учителей преимущественно во время летних каникул, а в учебный период все вакансии были заняты, то сейчас открыто до 500 вакансий педагогов. В медицине дела обстоят не менее напряженно. Краю требуется до полутора тысяч врачей разных специальностей. А число соискателей в данной сфере при этом уверенно стремится к нулю.
В минтруда Ставрополья отмечают, что не они одни столкнулись с такой ситуацией, их коллеги из других регионов вынуждены решать те же проблемы. Из-за этого возникает даже конкуренция за людей. И победить в ней помогают в том числе комфорт и уровень социальной жизни в крае.
- Мы постоянно шлем коллегам красивые презентации с призывом: "Приезжайте работать к нам. У нас красивый край, есть минеральная вода, есть минеральные источники. У нас жить просто прекрасно", - говорит министр труда и соцзащиты региона Елена Мамонтова. Она отмечает, что одним из решений проблемы является привлечение рабочей силы из-за грани-цы. - Дошло до того, что мы идем в дальнее зарубежье. В этом году две крупные организации завозят на свои производства 200 швей из Индии, потому что не могут найти здесь. У нас есть два профессиональных образовательных учреждения, которые выпускают швей, но они не покрывают ту потребность, которая имеется в крае на этом направлении работы.
Ставропольские власти считают, что найти кадры в период кризиса - это только половина дела. В перспективе куда более эффективное решение - вырастить свои. Поэтому минтруда региона заявляет об активной работе с учебными заведениями разных уровней.
Впрочем, будущих студентов и учащихся колледжей краевые чиновники призывают заранее думать о будущем и смотреть на перспективы карьеры.
Ранее эксперты уже заявляли о том, что высокая конкуренция за сотрудников в итоге будет приводить к росту цен на самые разные товары и услуги. Компаниям и организациям приходится платить работникам больше, чтобы завлекать их к себе и удерживать. В результате эти расходы приходится закладывать в конечную стоимость товара.
Директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов обращает внимание еще на несколько факторов, характерных для рынка труда на Северном Кавказе. К примеру, на по-прежнему высокий уровень теневой занятости и сокращение количества мигрантов, которые еще недавно активно работали в сельском хозяйстве.