В России, по данным МВД, в 2023-м было зарегистрировано 1,9 миллиона преступлений, это всего на один процент меньше, чем в предыдущий год. В 45 регионах число преступлений снизилось, а в 40, наоборот, повысилось. Причем в отдельных довольно значительно. В целом анализ статистики наглядно демонстрирует существенное различие уровня преступности и его динамики по регионам.
Первую строчку рейтинга заняла Чеченская Республика, где в 2023 году было зарегистрировано 14,6 преступления на 10 тысяч жителей. При этом общероссийский уровень составляет 133 преступления на 10 тысяч человек. Регион лидирует и по наименьшему числу тяжких и особо тяжких преступлений - их всего 4,2 на каждые 10 тысяч местного населения. За ним в списке следуют Ингушетия (40,8 преступления) и Дагестан (43,7). А замыкают пятерку лидеров Адыгея и Кабардино-Балкария с почти равными показателями - 76,2 и 77,2 соответственно.
На восьмой строчке расположилась Карачаево-Черкесская Республика - здесь зафиксировали 95,1 преступления на десять тысяч жителей, это на 0,5 процента больше по сравнению с предыдущим годом. На двадцатой позиции находится Ставропольский край - 115 преступлений. Северная Осетия оказалась на 37-й строчке рейтинга - в регионе насчитали 127,5 преступления на десять тысяч жителей, а криминальная активность увеличилась на 7,6 процента по сравнению с 2022 годом. Впрочем, это далеко не рекорд. Наиболее сложная ситуация в Республике Коми, Республике Карелия и Республике Алтай, где в 2023 году было зарегистрировано более 200 преступлений на десять тысяч жителей (213,2, 210,1 и 209,2 соответственно).
Эксперты отмечают: одной из причин того, что регионы СКФО возглавили "рейтинг безопасности", послужил менталитет населения.
- В Чеченской Республике на социальные процессы огромное влияние оказывают религиозная идеология, этнокультура (авторитет старших, семьи), внутри которых с презрением относятся именно к уголовной преступности, не дают ей питательной базы, - говорит доктор социологических наук, руководитель отдела Института социологии РАН в Краснодаре Айтеч Хагуров. - Этот же фактор, только в меньшей степени, играет роль и в остальных кавказских республиках. Исторически сформированные национальные кодексы чести регулируют общественный порядок. Между прочим, по этой же причине в регионах отсутствуют и дома престарелых, такие учреждения воспринимаются как что-то дикое - старики проводят последние годы среди многочисленных детей, внуков и невесток. Еще один аспект: в силу менталитета в СКФО очень развиты силовые виды спорта, особенно в Чечне. Порой это даже мешает приезжим, потому что здесь ощутимы маскулинная среда, культ мужской силы. В какой-то мере это тоже становится сдерживающим фактором общей преступности.
С другой стороны, аналитики со скепсисом относятся к статистическим показателям преступности в регионах СКФО, поскольку эти цифры резко отличаются от общероссийских и выглядят как аномалия. Ведь вышеперечисленные регионы Северного Кавказа не относятся к числу экономически развитых, их бюджеты являются дотационными, а сами территории регулярно оказываются на последних строчках общероссийских рейтингов по уровню жизни людей и уровню зарплат. При этом общеизвестно, что экономическое благосостояние населения напрямую влияет на уровень преступности.
Интенсивное развитие туристического бизнеса на Кавказе помогает серьезно сократить если не все, то многие негативные последствия. В том же Грозном каждый год появляются новые точки общественного питания, гостиницы, благоустроенная инфраструктура (это создает дополнительные рабочие места). По мнению Айтеча Хагурова, залогом успеха станет синтез традиций гостеприимства, обладающего подкупающей душевной искренностью, и семейного туризма, который лучше всего помогает путешественникам узнать культуру региона изнутри.