12.03.2024 10:56
Поделиться

ФАС расширит свои возможности для вмешательства в процессы ценообразования

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает запретить бизнесу устанавливать экономически необоснованную стоимость товаров. Признаки таковой - резкое увеличение цен на 30 процентов на протяжении не более чем 60 дней при условии, что его нельзя объяснить экономическими факторами. Эксперты, опрошенные "РГ", инициативу ведомства поддержали.

Аналитики ожидают, что в ближайшее время правительством РФ будут приняты нормативно-правовые акты, определяющие факторы обоснованности экономического роста затрат, основные критерии существенного роста спроса и предложения, методику определения влияния на рост цен сезонного фактора, методику расчета оценки роста затрат, оказывающих влияние на ценообразование.

- Термин "экономически необоснованная цена", введенный ФАС на законодательном уровне, значительно расширит возможности антимонопольных органов для вмешательства в процессы ценообразования во всей цепочке движения продукции от производства до рынка продаж, - комментирует эксперт Динара Васьбиева из Финансового университета при правительстве РФ. При этом инициатива по регулированию ситуации с необоснованным завышением цен будет грозить усилением контроля за крупными торговыми сетями, особенно проверка коснется перечня социально значимых продуктов.

- Данный законопроект ударит по доходам крупных компаний, не позволяя им повышать цены на продукцию. Опасаясь предписаний и штрафных санкций, бизнесу придется ввести систему антимонопольного комплаенса и на регулярной основе проводить аудит, что будет увеличивать статью расходов. Следовательно, сокращение доходов бизнеса может привести к изменению ассортимента продукции на прилавке, вплоть до исчезновения некоторых позиций. Если бизнесу будут определять, по каким ценам он должен торговать, то может возникнуть ситуация, при которой он прекратит закупки невыгодной продукции у производителя. А производитель, в свою очередь, может перестать производить ту продукцию, которую не берут торговые сети, - полагает эксперт.

Это в целом, однако важны детали.

- Важный вопрос - будет ли учитываться региональный фактор? Будет ли приниматься во внимание объективная неравномерность ценовой динамики в разных регионах, например, с непростой логистикой. Иными словами, ЯНАО, Красноярский край или Якутия - это совершенно другие логистические условия в сравнении, например, с Московской областью, - размышляет экономист Дмитрий Полусуров и напоминает про другие факторы - существенное изменение уровня спроса или предложения товара, изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье и комплектующие изделия, сезонность. Чтобы выполнить все требования, бизнесу нужно будет обрастать целыми планово-экономическими и юридическими отделами.

Главная угроза — постепенное падение качества производимых товаров

- Как частным производителям быть, например, в случае, когда рост цен обусловлен объективными рыночными факторами, такими как инфляция, изменение курса национальной валюты, рост стоимости сырья в результате мировой конъюнктуры или рабочей силы в результате дефицита кадров? - ставит вопросы Павел Симонов, представитель "Русклимата".

Главная угроза для покупателя, о которой говорят все опрошенные эксперты, - угроза постепенного падения качества производимых товаров.

- Предприниматели будут вынуждены сохранить прибыль, отодвинув вопрос качества производимых товаров на второй план. Следует ожидать уменьшения объема и массы продовольственных товаров с сохранением привычной цены, - предупреждает Александр Драгнев, юрист аудиторско-консалтинговой компании "Ком-Юнити".

Мнение

Антон Флинта, сооснователь Betty's cake:

- Я не знаю ни одной компании, которая своевольно может повышать цены на какую-либо величину без негативных последствий для себя. Любое удорожание создает проблему и цепочку последствий. Будь то один или 30 процентов. Если ты вынужден повысить цены, то, как правило, делаешь это не по своей воле, а из-за необходимости сделать это для сохранения рентабельности.