12.03.2024 10:54
    Поделиться

    Франчайзинг поможет регионам СЗФО развивать туристический бизнес

    На Северо-Западе растет популярность франшизы. По оценке аналитиков, такой вариант покупки прав на уже готовый бизнес вырос в среднем на 30 процентов, а в отдельных регионах перешагнул отметку в 50 процентов. Основную ставку сегодня делают на общепит, гостиницы, отели и сетевые магазины. Интересантов с учетом туристического бума хватает, вот только "выживают" из десяти проданных франшиз не больше двух-трех. Почему так происходит, рассказали эксперты.

    Рынок франчайзинговых услуг в России рекордов пока не ставит. По последним данным федерального Агентства стратегических инициатив (АСИ), общий вклад отрасли в ВВП страны составляет около 1,6 процента. При этом ее потенциал оценивается в 10-15 процентов, что является хорошей перспективой для роста.

    Франшиза - отличная возможность для начинающего предпринимателя максимально сократить свои риски, ведь, по сути, он покупает уже готовый бизнес, который еще и снабдит его всем необходимым. Для уже сформировавшейся компании такой формат деловых отношений позволяет расширить сеть и увеличить прибыль. Впрочем, покупка франшизы автоматически не означает успех. Участники договора должны работать в единой связке.

    - Современный франчайзинг - это вызов. Необходимо меняться и идти в ногу со временем, иначе ты прогоришь, - рассказал коммерческий директор сети крафтовых кофеен Антон Шорин.

    К слову, это как раз и объясняет, что многие, выражаясь маркетинговым языком, "упакованные" франшизы по-прежнему пылятся в ящиках столов предпринимателей в виде папки с документами. С подобной проблемой столкнулись в Калининградской области.

    - Всего мы помогли создать десять франшиз с 2019 по 2023 год на территории региона. Две из них реализуются, остальные пока ожидают лучших времен. Причин здесь много. Но масштабировать крупный бизнес через франчайзинг не всегда просто за счет невысокой емкости рынка и небольшого количества населения. Чтобы выйти из положения, мы предложили новый вид поддержки в виде разработки готовой франшизы "под ключ", - отметил директор департамента образовательной деятельности и реализации учебных программ регионального центра "Мой бизнес" Кирилл Звягин.

    При этом крайне перспективной сферой для развития франчайзинга на Северо-Западе по-прежнему считают туризм и все смежные направления. В Мурманской области, например, спрос на покупку готовой бизнес-идеи для отелей, гостиниц и баз отдыха подскочил сразу на 53 процента по сравнению с показателями прошлого года. Поток туристов в регион также повлиял на развитие франчайзинга в сфере общественного питания (22 процента) и, на удивление, салонов красоты (10 процентов).

    - Если раньше говорили о том, что срок окупаемости туристических проектов составляет около 15 лет, то современные экономические модели позволяют его сократить до десяти лет, - подчеркнул директор департамента по взаимодействию с органами власти корпорации развития территорий "Туризм.РФ" Михаил Шелдунов.

    Владельцы крупных сетевых франшиз, по мнению эксперта, выделяются на общем фоне и являются наиболее успешными. Ведь любому предпринимателю важны эффективность и рентабельность, будь то ресторан, отель или музей. Выбор, естественно, падает на популярные практики существующего бизнеса. Меняется и подход к предпринимательству в сфере туризма. Раньше инвестор должен был сам создать всю курортную инфраструктуру с нуля. Сейчас стратегия трансформируется и позволяет многое отдавать на откуп компаниям, работающим через франчайзинг.

    Однако здесь следует быть осторожнее, чтобы из-за ошибок неопытных партнеров не поплатиться деловой репутацией. Эта проблема актуальна для гостиничного бизнеса Ленобласти и Санкт-Петербурга. По подсчетам экспертов, около 75 процентов владельцев небольших отелей, которые через франшизу хотят войти в гостиничную сеть и, как следствие, выйти на большой рынок, крайне далеки от этого вида бизнеса.

    По этой причине в Северной столице перешли на новое направление франчайзинга, получившее название "софт-брендинг". Его суть заключается в том, что собственников не заставляют переделывать помещения, закупать текстиль и мебель согласно жесткому брендбуку. Высвободившиеся средства направляют на обучение персонала, техническое оснащение и автоматизацию процессов.

    Прямая речь

    Светлана Рацеева, директор практик дивизиона "Технологии и предпринимательство" АСИ:

    - Ориентация на эффективность сотрудников, выживаемость и долгосрочность предпринимательства, вовлечение в него молодежи и выход на новые экспортные рынки. Все эти принципы, по сути, уже заложены в систему франчайзинга.

    Поделиться