12.03.2024 10:52
    Поделиться

    Производители цветов сделали упор на сокращение ассортимента и доставку

    Несмотря на значительные изменения в экономике, рынок цветов не изменился, так как цветы покупают всегда. Растет число производителей в стране. Но весь посадочный материал по-прежнему едет из Голландии. Даже несмотря на то, что пошлины выросли почти в два раза. При этом владельцы цветочных магазинов ищут новых поставщиков.

    Мы видим, что значительно увеличилась доля продукции из Кении, Эквадора. Но все равно качество голландских цветов ни с чем не сравнится. Мы исследовали, например, что предлагает Турция. Это неплохой цветок. Но перебить голландский опыт, их любовь к перфекционизму очень сложно.Можно ли заменить все импортные цветы? Уверен, что в клубнике есть сорта, которые заместить просто невозможно. И так, вероятно, во всех культурах.

    Скажу о посадочном материале для цветов. Например, российские производители закупают много луковиц тюльпанов, луковиц пионов, луковиц гиацинтов. Это огромный рынок, но у нас никто даже не берется выращивать этот посадочный материал. Во-первых, чтобы вырастить луковицы для профессиональной выгонки тюльпанов, нужно заниматься именно луковицами. Выращиваются они несколько лет подряд: высаживаются, растут, выкапываются и высаживаются на следующий год. И только спустя несколько лет луковицы вырастают до необходимого размера. Такую луковицу уже можно использовать для выгонки коммерческого тюльпана. Что удалось заместить уже сейчас, так это черенки хризантемы. Уже сейчас есть производители, которые не заказывают черенки в Голландии, а выращивают их сами для себя и на продажу.

    В 2022 году был очень серьезный провал на рынке, он пришелся как раз на период начала весны. В этом году цены на цветок выросли и достаточно сильно: на 30-50 процентов в оптовых продажах и процентов на 30 в рознице. Отечественный цветок подорожал из-за роста цен на посадочный материал, а импортный - из-за роста цены на евро. В этом году особенно заметна возросшая экономия. Оптовые клиенты жалуются на слишком высокие цены, ожидают скидок. В рознице хорошо себя чувствуют те, кто научился работать с доставкой цветка. Люди уже неплохо воспринимают доставку цветка через заказы онлайн. И этот тренд будет только расти.

    Один из трендов рынка - сокращение ассортимента. Раньше многие работали в формате "любые цветы на любой вкус". Сейчас так работать невыгодно. Есть ходовые позиции, и на них имеет смысл делать ставку. А побеждает на рынке тот, у кого лучше сервис, так как товары плюс-минус одинаковые. А вот приятное общение с менеджером, скорость доставки, бесплатные консультации, постпродажное обслуживание, реферальные программы - все это только набирает обороты.

    В этом году цены на цветы выросли на 30–50 процентов

    В целом мы с оптимизмом смотрим в будущее - программы поддержки сельскохозяйственного бизнеса в стране есть, и они вполне рабочие. Другой вопрос в том, что есть некоторый перекос в сторону продуктов как товаров первой необходимости. Цветочный рынок тут страдает, конечно. И тем не менее по нескольким программам вполне можно получить субсидии и гранты от государства на развитие тепличного хозяйства.

    А вот что касается кредитов, особых условий тут пока не замечено. Меры стандартные: привлечение инвесторов. Сейчас это наиболее выгодный вариант для развития. Сегодня ряд производителей активно развивают производство. Мы, например, в этом году начинаем производство хризантемы. Этот цветок всегда востребован и хорошо продается, перспективы рынка у него отличные.

    Поделиться