Скажу сразу: погонь со стрельбой в моем рассказе не будет. И расследований, которым бы позавидовал Шерлок Холмс. Но то, что делает эта скромная женщина в Михайловке, с лихвой перекрывает все находки с Бейкер-стрит. Чтобы найти ее мобильник, мне понадобились недюжинные способности. Пришлось нанимать интернет-детектива! В своем профиле она написала, что из Волгограда. А имя и фамилия вовсе не указаны. Профессионалы шифруются. Вот как оно бывает!
Лена после школы подала документы в Борисоглебский пединститут. Училась на пятерки. И тогда уже стали проявляться ее наблюдательность и логика. Шарады разгадывала на раз! Кто-нибудь потеряет дорогущий по тем временам мобильник. А она:
- Ты в портфель заглядывала? Ну вот!
К педагогике ее тянуло. А младшие классы, когда формируется личность, так это и ответственность, и радость. Выпускникам ее уже по сорок лет. Помнят первую учительницу. Здороваются на улице. Но то, что она станет первым частным детективом в Михайловке, никто не ожидал. Да и я, честно говоря, тоже.
- Как вышла на пенсию, поступила учиться на юриста. Всегда задумывалась: что я буду делать на покое. Пробовала писать статьи. Занималась репетиторством. Стала помогать своим друзьям в составлении исков в суд. Бесплатно, конечно. А люди хотели найти пропавшего человека, например. Полиция разводила руками. А я на что? Так я стала частным детективом. Окончила специальные курсы и даже получила лицензию. Правда, для женщины без связей это было непросто, - вздыхает Елена.
В 48 лет, хоть она вышла на пенсию по выслуге лет, продолжала учить детей. Казалось бы, что еще надо? И пенсия, и зарплата. Неправда, что ей надоели дети и заработок не устраивал. Просто она почувствовала, что методы дедукции - это ее. Помочь человеку в сложной ситуации - призвание, а не профессия.
Так, шаг за шагом, она освоила детективное дело. Разместила свое резюме в интернете. И тут же посыпались заказы. В основном по слежке за близкими людьми из областной столицы Волгограда.
- Ну как я буду ехать за человеком на машине, когда кругом пробки? А если он нырнет в подворотню? Где припаркуюсь? Да и неприятно это следить, хоть и по заказу. К тому же есть статья в Уголовном кодексе, - рассказывает Елена.
А получить лицензию - отдельное дело. Как ее только не отговаривали в высоких кабинетах.
- Ну зачем тебе это? Ты женщина. Пенсионерка в конце концов. Есть люди и поопытнее.
- Нет! Я буду детективом!
Про первые заказы - проследить за неверными супругами, как я уже писал, - мимо. А ведь был просто вал заявок.
- В Михайловке? - спрашиваю.
- Конечно, нет! Тут у нас все как рентгене. Из Волгограда до сих пор поступают заказы. Я даже в одно время переехала туда. Сняла квартиру. Стала принимать клиентов. Но следить за подозреваемыми в измене - это не мое. Вот был случай. Молодой человек попросил меня проследить за его возлюбленной. Я отказалась. Но посоветовала ему самому заняться этим, если он так волнуется. Объяснила шаги. А он тоже не лыком шит. Записал наш разговор и потом предъявил своей избраннице. Та потом звонила мне с нецензурной бранью. Обвиняла меня во всех грехах. А я только дала совет, как искать измену. Так что теперь я в такие дела не лезу. Зачем все это мне? А звонки продолжаются...
- А помните свое первое дело?
- Конечно! Один мужчина из Узбекистана обратился ко мне с просьбой найти его взрослую уже дочь. Я с энтузиазмом кинулась искать. Не так-то просто это оказалось. Пришлось обращаться за помощью к более опытным коллегам по цеху. Но нашла! Девушка сначала не поверила. Но факты упрямая вещь. Встреча состоялась! А это главное! - улыбается Елена.
Есть такой старый черно-белый фильм "Это случилось в милиции". Там сын разыскивал отца, которого потерял во время блокады Ленинграда. И умудренный опытом народный артист СССР Всеволод Санаев нашел-таки отца. А встреча была потрясающей. До слез. Наверное, как у девушки с папой из Узбекистана. Вот Елена и стала заниматься именно этим. Искать пропавших родственников. И находить!
Женщинам-детективам доверия больше. Так устроена психика женщин-клиентов. Елена - красивая женщина. Ее взгляд одновременно вызывает доверие и оторопь. Смотрит прямо в душу. Вольф Мессинг какой-то. Даже по телефону может определить клиента. Надежный - ненадежный. Это дар. Если берется, то наверняка. За все время детективной работы у нее набралось больше двух сотен клиентов. И ни одного прокола. Во всяком случае она не припомнит. Поэтому ей и звонят с благодарностями вот уже много лет.
- У нас существует тайна усыновления, - говорит Елена. - Усыновили тебя, например, а ты узнать о своих биологических родителях не можешь. Но есть лазейка в законе. Если усыновители почили, то это возможно через суд. Хотя бывают такие истории!
Понятно, что по закону я не могу называть фамилии. Я их и не называю. Просто девушка, красивая такая, удочеренная, решила найти биологических родителей. Дело понятное. Только через суд ей предоставили данные. А как найти маму? Вот тут Елена и пригодилась.
Из одного конца России в другой мотало эту маму по зонам! Родила она свою дочку прямо в тюрьме. Как вам это понравится: узнать об этом в зрелом возрасте, когда жизнь состоялась?
Деньги за расследование дочка, конечно, отдала. Оказалось, похоронили маму в общей могиле. Крест один на всех. Но кому захочется такое расследовать? А Елена во всем этом копается. Наверное, с первоклашками проще.
- Какое самое долгое дело в вашей практике?
- Три месяца. Обратилась девушка-мулатка родом из Мурманска. Мама зачала ее с негром-матросом. Сдала в детдом. Не могла эту красавульку предъявить мужу-алкоголику. Он бы убил обеих. У нас, к сожалению, это бывает... А плод их любви - шоколадка. Красавица, умница. Живет в Швейцарии. Хорошая работа, муж, дети. Дружная семья. И вот она захотела найти свою маму. А мама оказалась социально неприспособленной, мягко говоря. Без определенного места жительства и работы. Я нашла ее в Белгородской области. Была ли встреча, не знаю. Но работу я свою выполнила. И деньги я взяла маленькие.
Кстати, о деньгах. Расценки у Елены Матвеевой самые щадящие. Не в пример ее маститым коллегам из Волгограда. Пока я ее искал, насмотрелся на сайте предложений от конкурентов. Там берутся за все: от разоблачения неверных мужей до поиска угнанных машин. Судя по резюме, волгоградские детективы все сплошь выходцы из органов. Тут и связи работают, и профессиональный опыт. А Елена - женщина из другого мира. Бывшая учительница. Связей особых нет. Но есть особые фирменные методики, о которых она не рассказывает. С интернетом на ты. Запросто прошерстит любую базу. Журналистам-расследователям стоит у нее поучиться. Денег ей, конечно, хочется. И в санаторий с внучкой съездить на них. Но деньги честные. За свою работу, не больше. Иногда она слышит упреки от коллег:
- Что же ты демпингуешь?
- А у нас в Михайловке такие цены, - скромно отвечает она.
Елена Матвеева - член МОД. Это Международное объединение детективов. Серьезная организация. Можно позвонить или написать. Хоть в Грузию, хоть в Казахстан. Там работают члены МОД и всегда помогут. А однажды ее пригласили прочитать лекцию для коллег. И прочитала. Зал аплодировал. Наверное, это и есть признание.
- А какое самое страшное дело? Так, чтобы кровь стыла в жилах...
- Кровь? В жилах? Нет такого. А вот что кошки скребут на душе от бессилия исправить непоправимое... Обратилась ко мне одна женщина из одной бывшей республики СССР. Потеряла брата, который проживал в Волжском - городе-спутнике Волгограда. Два месяца не отвечает на звонки. Есть от чего тревожиться. Я села в машину и поехала за 200 километров. Пришла по адресу. А там дверь раскурочена. Соседи почувствовали характерный запах и вызвали полицию. Одним словом, нашли его тело на полу. В страшном состоянии. Сердце у него не выдержало. Обратись ко мне его сестра пораньше, может, и удалось что-нибудь сделать. А так я только успокаивала бедную пожилую женщину. Это очень больно - принимать чужую боль. Даже бывает больнее, чем за свою.
- Елена, а какие планы на будущее?
- Да все те же - помогать людям искать родных. Казалось бы - есть интернет. Залезь сам да все и найди. Но нет. Практика показывает, что без специальных знаний это бывает подчас невозможно. Так что наша профессия еще очень долго не отомрет.